14.02.2012 00:50
Власть

Юристы о применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса

Текст:  Ирина Черник (старший партнер компании "Черник, Джаарбеков и партнеры")
Российская Бизнес-газета - : №6 (835)
Читать на сайте RG.RU

Проект Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" носит достаточно глубокий и радикальный характер. В частности, проект исходит из того, что налоговый агент в случае выплаты доходов налогоплательщику в натуральной форме или в виде материальной выгоды, а денежных выплат в этом периоде не производилось, не обязан удерживать налог с плательщика (пункт 1 проекта).

Остается невыясненным, каким образом должна происходить уплата налога. Теоретически на налогоплательщика предполагается возложить обязанность по подаче налоговой декларации и исчислению и уплате налога. В то же время неясно, каким образом и кем должна быть осуществлена оценка полученного дохода в натуральном виде.

К сожалению, проект не предусматривает ответа на вопрос о том, каким образом можно подтвердить факт отказа от налоговой льготы. Проект повторяет положения существующих разъяснений налоговых органов о том, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей льготы (пункт 5 проекта). Но что является подтверждением отказа от льготы, какие доказательства должны приниматься судами как от налоговых органов, так и от плательщиков, не разъяснено.

Пункт 9 проекта предлагает исключать записи о задолженности, по которой утрачена возможность ее взыскания налоговым органом в принудительном порядке, только по решению суда. Это решение приведет к увеличению нагрузки на суды, так как случаи наличия такой задолженности достаточно часты.

Кроме того, авторы документа исходят из того, что в выдаваемых налоговыми органами справках должна содержаться информация об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания задолженности. Такое положение вызывает необходимость для налоговой службы утвердить новые формы выдаваемых документов.

Проект оставляет не разъясненным вопрос: если нельзя использовать налоговым органом доказательства, полученные после истечения срока проверки, то возможно ли использовать доказательства, полученные до начала проверки налогоплательщика? В действующей практике использование таких доказательств достаточно частый случай.

В пункте 27 проекта говорится о том, что при проведении встречной проверки налоговый орган не имеет права истребовать первичные документы. Внешне такое положение направлено на защиту интересов проверяемого. Но остается не разъясненным вопрос, имеет ли право проверяемая по встречной проверке организация самостоятельно предоставить первичные документы в подтверждение своих отношений с контрагентом. Если исходить из буквального толкования предлагаемой редакции, то такие документы приниматься не должны.

Предложенная редакция пункта 34 проекта несколько затрудняет его понимание. Как можно понять из содержания пункта, предполагается сказать следующее - если срок на принудительное взыскание налога, пеней, штрафов утрачен, то на эту ситуацию не распространяется действие статей 78 и 79 НК РФ. Представляется более целесообразным сослаться на нормы НК РФ, в первом абзаце повторить содержание пункта 1 статьи 78 НК РФ и пункта 1 статьи 79 НК РФ, а в абзаце втором - пункта 7 статьи 78 НК РФ и пункта 3 статьи 79 НК РФ, что позволит более четко понять мысль авторов проекта.

Предлагаемая редакция:

"Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ и пункту 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налого плательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ, а возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 НК РФ.

Судам надлежит учитывать, что статьи 78 и 79 НК РФ не содержат норм, согласно которым зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, пеней, штрафа может быть осуществлен налоговым органом только в счет погашения такой недоимки по налогам, в отношении которой налоговым органом ранее осуществлялись процедуры принудительного взыскания.

В то же время, имея в виду, что предусмотренный вышеуказанными статьями зачет является одной из форм принудительного взыскания недоимки (задолженности), на него следует распространять общие положения НК РФ, регулирующие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов.

Следовательно, соответствующие положения пунктов 1, 5, 6 и 7 статьи 78, пунктов 1 и 9 статьи 79 НК РФ не могут толковаться как допускающие проведение зачета излишне уплаченного налога, пеней, штрафа в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена".

Кстати, вопрос о том, что статьи 78 и 79 НК РФ не применяются в отдельных случаях, может вызвать споры и разногласия.

Последний абзац пункта 44 проекта предполагает право налогового органа извещать о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки любым удобным способом - путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Представляется, что такие способы вызовут разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками о том, получил налогоплательщик извещение или нет.

Судебная система