14.02.2012 00:41
Экономика

В российской логистике много нерешенных проблем

В логистике много нерешенных вопросов
Текст:  Ирина Фурсова
Российская Бизнес-газета - : №6 (835)
Читать на сайте RG.RU

В Торгово-промышленной палате РФ приступил к работе созданный только в нынешнем году комитет по логистике. Его руководитель Олег Дунаев рассказал о приоритетах деятельности комитета в ближайшей перспективе.

Первое - совершенствование логистики как инструмента управления цепочкой поставок товара от производителей конкретным потребителям. Для этого предполагается создать в федеральных округах, регионах и агломерациях индустриально-логистические кластеры, где предприятия будут объединены для развития деятельности. Здесь на повестке дня стоит задача развития системы логистики в организациях всех форм собственности.

Второе - развитие бизнес-сетей на экономическом пространстве РФ с перспективой выхода на Евразийское пространство. Здесь основная задача - развитие логистических коридоров, таких как Восток-Запад с выходом на Берлин и Париж, проблемы которого необходимо донести до государственных органов для включения в повестку обсуждения форума АТЭС-2012. Немало нерешенных вопросов накопилось в коридоре Север-Юг, в частности с поставкой услуг потребителям. В рамках коридора Северный морской путь предстоит решать проблемы развития сырьевых районов. Ко второму приоритету Олег Дунаев также отнес задачу развития северных аэропортов как комплексных логистических центров. И уточнил: здесь даже речь идет не об аэропортах крупных городов, а региональных или местных.

Третье важное направление - это содействие подготовке и переподготовке отраслевых кадров. Необходимо разработать единую магистерскую программу по логистике, которая станет стандартом для всех вузов и центров подготовки (переподготовки), выпускающих таких специалистов. Необходимо стремиться к тому, чтобы граждане из соседних стран, прежде всего постсоветского пространства, шли учиться логистике в наши вузы, а не, скажем, ехали для этого в Германию. А вузы, в свою очередь, должны создать единую методику оценки российских компаний, занимающихся логистикой, и обобщать ее в едином рейтинге. Необходимо довести до бизнеса факт, что, грамотно выстроив логистику, в целом по стране реально сэкономить 3-5% от ВВП, и эти средства вполне могут быть направлены на развитие производственной деятельности предприятий.

Четвертый приоритет - работа с таможенными органами в приграничных регионах, выстраивание цепи поставок товара через таможню, которая, по мнению членов комитета, пока является тормозом для развития предпринимательства в нашей стране. Этот тезис подтвердился и на последнем заседании комиссии при президенте РФ по модернизации, на котором Дмитрий Медведев жестко критиковал таможенные органы за создание излишних препонов для развития отечественного бизнеса и деятельности иностранных инвесторов.

Пятым приоритетом Олег Дунаев обозначил стандартизацию и координацию работы транспортно-логистических центров (комплексов, парков), принципы функционирования которых очень часто не совпадают даже в рамках одних и тех же отраслей или регионов.

Комитет также намерен регулярно проводить научно-практические логистические конференции, в том числе международные, чтобы на основе научных исследований давать сигналы бизнесу разных отраслей, в каком направлении развивается логистика в мире, в России, на Евразийском экономическом пространстве и в каком направлении идут наши организации и предприятия.

"Если вы посмотрите сегодня программы развития федеральных округов, вы там логистики не увидите. А она сегодня выступает как один из важнейших факторов инновационного управления организациями", - отметил Олег Дунаев.

Бизнес