14.02.2012 00:42
Экономика

Жесткие законы помогут улучшить экологическую безопасность

Законодательство в области промышленной безопасности напоминает тришкин кафтан
Текст:  Евгения Мамонова
Российская Бизнес-газета - : №6 (835)
Читать на сайте RG.RU

В этом году будут внесены изменения в законодательство, касающиеся охраны окружающей среды, в частности охраны атмосферного воздуха и другие подобные документы, об этом заявил замминистра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин на конференции "Экологическая и промышленная безопасность: роль бизнеса и государства в снижении рисков", которая прошла в рамках Недели российского бизнеса.

"В основе экологической политики РФ должен быть заложен главный принцип - поиск разумного, поддержанного обществом баланса между дальнейшим социально-экономическим развитием и сохранностью природы", - пояснил Ринат Гизатулин.

Однако, по мнению бизнес-сообщества, в этом балансе не хватает мнения самого бизнеса. В частности, участники рынка недовольны существующей системой государственного контроля и надзора в сфере экологической и промышленной безопасности, которая переполнена административными барьерами и не дает развиваться предприятиям, а также не создает стимулов для внедрения современных технологий.

Сложность госрегулирования в этой сфере уже не позволяет улучшить эту систему, внося лишь точечные изменения.

"Лечить эту систему уже бесполезно, - считает гендиректор "Базового элемента" Олег Дерипаска. - Нам необходимо появление полноценного кодекса. Потому что сейчас у нас есть только запутанная система с отсутствием единой кодификации, что создает ненужное давление на предпринимательскую среду. Без изменения ситуации коренным образом латание дыр уже бессмысленно".

Кроме того, проект федерального закона N 584587-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", по мнению бизнеса, фактически сохраняет существующую громоздкую и неэффективную систему нормирования.

"Практически каждое ведомство, существующее в контексте промышленного и экологического регулирования, имеет свой набор законов и подзаконных актов, которые существуют в их узкой сфере применения законодательства, - сокрушается заместитель гендиректора "Базового элемента" Андрей Елинсон. - Однако ни в одном подзаконном акте нет определения понятия ущерба, а без этого невозможно двум сторонам, например, предприятию и городу, находиться в диалоге друг с другом".

По мнению экспертов, сложность проблемы возникла из-за попытки применения к промышленным предприятиям требований регулирования, направленных на защиту естественной среды, т.е. требующих нулевого уровня воздействия, что технически недостижимо.

"Сложность ситуации коренится в том, как развивалась наша промышленность в советское время, - уверен первый проректор НИУ ВШЭ Лев Якобсон. - Именно тогда возникло и то размещение производства, с которым сегодня приходится что-то делать, и тот опыт декларирования неких норм и вместе с тем отступление от них. А отсюда и привычка выполнять эти требования не всегда, а по возможности".

Невыполнимость требований порождает коррупцию и уничтожает стимулы даже к тем изменениям, которые сегодня возможны. Установление жестких, но выполнимых требований законодательства позволит обеспечить прозрачность и эффективность госконтроля, снизить уровень негативного воздействия на окружающую среду и повысить безопасность промышленных производств.

Промышленность Экология