Совет Госдумы утвердил вчера законопроект о поправках в самые "страшные" автомобильные статьи Кодекса об административных правонарушениях. За выезд на встречку в первый раз можно отделаться штрафом.
Речь идет о самых страшных лишенческих статьях, то есть тех, за которые предусмотрено безальтернативное лишение прав. Например, за выезд на встречную полосу.
Новому корпусу избранных депутатов полюбилась 12-я автомобильная глава Кодекса об административных правонарушениях. Еще не вступили в силу последние поправки, как предлагается ввести новые.
На сей раз автором и инициатором поправок выступил первый зампред думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. Он более известен как глава движения автомобилистов "Свобода выбора". Что предлагается в законопроекте?
Одна из самых глобальных поправок - это внесение изменений в часть 4 статьи 12.15. Автомобилистов, которые впервые выехали на встречную полосу в нарушение правил, предлагается наказывать штрафом. А уж за второй, третий и следующие случаи - лишением прав. До сих пор эта статья не содержала разброса наказаний: лишение прав - однозначно. А на четыре или шесть месяцев - на усмотрение судьи. Штраф в размере 5000 рублей был предусмотрен только для водителей, чье нарушение было зафиксировано камерой, работающей в автоматическом режиме.
Еще одна грозная санкция предусмотрена в части 3 статьи 12.16 КоАП. За движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением - штраф 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев. Лысаков предлагает в случае первого нарушения таких водителей наказывать штрафом в 4000 рублей. При повторном нарушении применять санкции статей по полной программе.
Как рассказал "РГ" Вячеслав Лысаков, существующая норма означает, что законодателем за указанное правонарушение предусмотрено безальтернативное наказание только в виде лишения права управления транспортными средствами в случае фиксации и оформления данного правонарушения сотрудниками Госавтоинспекции. Однако на практике подобное нарушение не всегда отличается высокой степенью общественной опасности.
- По данной норме предполагается одинаковое наказание для всех нарушителей, - говорит Лысаков. - Без прав останутся и те, кто совершил правонарушение впервые, не создав аварийной ситуации и нарушив требования дорожной разметки в местах, где встречное движение крайне редкое, и те, кто неоднократно совершает подобное деяние на дорогах с интенсивным движением, подвергая опасности жизни и здоровье других участников движения.
Кроме того, утверждает Лысаков, данная ситуация становится очень благоприятной для развития коррупции. Отсутствие альтернативы лишению права управления транспортными средствами служит мотивацией для водителей дать взятку - он понимает безвыходность ситуации и стремится избежать не всегда справедливого, но довольно сурового наказания. Однозначность наказания создает предпосылки для коррупции у правоприменителей, и они зачастую пользуются сложной дорожной обстановкой, чтобы ввести водителей в заблуждение, а порой и сознательно провоцировать участников дорожного движения на такое правонарушение, лишь бы извлечь личную выгоду.
Именно поэтому, считает Лысаков, целесообразна дифференциация наказания за данное нарушение в зависимости от количества правонарушений, которая предусматривает наказание в виде штрафа в случае совершения этого нарушения впервые и лишения права управления транспортными средствами в случае повторного нарушения. Многие правозащитники тут же высказались в том смысле, что предложение вводит вилку в наказаниях, от чего в последнее время старались уходить. Однако на это Лысаков говорит, что никакой вилки нет. Речь идет о первом нарушении. А если водитель не раз попадался на выезде на встречку в нарушение правил, то его должны наказывать более строго. Законопроект предполагает такую же вилку наказаний и за движение задним ходом.
Выезд на встречную полосу имеет столько нюансов, что даже Верховный суд не в силах однозначно разрешить, как расценивать ту или иную ситуацию. А поэтому возможность для взятки остается.
Кстати
В прошлом году, по данным Госавтоинспекции, из-за нарушений правил водителями, выехавшими на полосу встречного движения, произошло 13 112 аварий.
Это на 2,1 процента меньше, чем годом ранее. В них погибли 5065 человек. Это на 8,1 процента больше, чем в 2010 году. Ранены 23 762 человека, что на 4,3 процента меньше, чем годом ранее.
Всего за выезд на встречную полосу в прошлом году возбуждено 246 тысяч административных дел.