Руководством страны коррупция отнесена к одному из запущенных социальных недугов, сковывающих творческую энергию страны, тормозящих наше общее движение вперед. Действительно, коррупция сегодня имеет крайне изощренные и моментально реагирующие на противодействие ей схемы. В то же время у правоприменителей, помимо поддержки большинства населения, есть все необходимые инструменты как для предупреждения коррупционных проявлений, так и для эффективной борьбы с ними.
Если обратиться к цифрам, характеризующим правоприменительную деятельность, то их рост обусловлен системными законодательными мерами и общей нацеленностью правоохранительных органов на выявление правонарушений и преступлений коррупционной направленности. О повышении эффективности борьбы с коррупцией в 2011 году свидетельствует увеличение среднего размера взятки и коммерческого подкупа по оконченным уголовным делам, который составил 236 тыс. рублей (по итогам 2010 года - 43,5 тыс. рублей, 2009 года - 23,1 тыс. рублей). Во многом рост размера взятки связан с активизацией антикоррупционных мер и ориентированностью правоохранительных органов на выявление более значимых преступлений. Благодаря принятым мерам удалось повысить эффективность работы по противодействию системным коррупционным преступлениям. К уголовной ответственности привлекается все больше представителей руководящего звена органов государственной власти и местного самоуправления.
Ущерб от раскрытых преступлений, связанных с коррупцией, составил около 5 миллиардов рублей, 80% от этой суммы было возмещено. Однако конфискация имущества коррупционеров используется пока крайне редко - в 0,6% случаев. В связи с этим заслуживает внимания предложение о конфискации имущества в случае, если коррупционер не сможет доказать в суде законность его приобретения. Это предложение соответствует статье 20 Конвенции ООН против коррупции. Россия ратифицировала конвенцию, но без этой статьи, гласящей: "При условии соблюдения своей Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать".
По данным Генпрокуратуры РФ, в 2011 году выявлено 255 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции, среди них свыше 31 тыс. коррупционных преступлений, причем треть из них - взятки, а число выявленных взяткополучателей вдвое превысило число взяткодателей.
К реальным срокам лишения свободы в 2011 году суды приговорили лишь 14,7% коррупционеров (в 2010 году - 6,8%). Это во многом связано с тем, что уголовные дела по преступлениям коррупционной направленности являются весьма сложными и трудоемкими для расследования, требуют скрупулезного формирования доказательной базы, когда один просчет или процессуальное нарушение может поставить под сомнение весь наработанный до этого материал. Кроме того, чего греха таить, чиновника небольшого ранга проще привлечь к ответственности, чем его более тяжеловесного коллегу. Отсюда и причина, по которой вменяемые им в вину преступления в основном относятся к категории небольшой или средней тяжести. В итоге - условный срок или наказание, не связанное с лишением свободы.
Говоря о сферах, наиболее подверженных коррупционной "ржавчине", отметим, что уровень коррупции на сегодня высок везде, где государство выполняет какие-либо распределительные или контролирующие функции, является заказчиком, потребителем услуг либо само эти услуги поставляет. В частности, это такие сферы, как система распределения бюджетных средств (конкурсы на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд), сфера налогообложения, таможенные отношения, имущественные отношения. Это в том числе распределение, реализация, приватизация, отчуждение недвижимого имущества и, конечно же, земельные отношения. Из числа преступлений коррупционной направленности в сфере образования широкое распространение получили правонарушения, связанные с проведением экзаменов, поступлением в образовательные учреждения, заключением фиктивных договоров.