14.02.2012 00:20
Общество

Социальные сети становятся важной частью учебного процесса

Социальные сети становятся важной частью учебного процесса
Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №31 (5704)
Читать на сайте RG.RU

Социальные сети, "благодаря" многочисленным скандалам с размещением в Сети ответов во время проведения Единого госэкзамена, стали для российской школы чуть ли не врагом номер один.

А вот за границей считают, что соцсети меняют образовательный процесс в лучшую сторону. Во всяком случае, так утверждают зарубежные интернет-СМИ. Они определили несколько ключевых моментов, которые изменили процесс обучения за прошедший год. Например, выделены такие образовательные тренды: соцмедиа как дискуссионная площадка для педагогов и учеников, интернет-дневники, интерактивные игры на уроках, готовность педагога активно принимать участие в формировании образовательной политики.

Что думают об этом российские учителя? Успевает ли отечественное образование "угнаться" за западными трендами?

мнения

Вадим Муранов, учитель физики, школа N 19, г. Ногинск, финалист конкурса "Учитель года-2009":

- Те учителя, у которых есть свои странички "ВКонтакте" или на Facebook, стали более открытыми для учеников. Я не сижу там по ночам, как делают некоторые мои ученики. Но перекинуться парой фраз с ребятами, ответить на какой-то срочный вопрос, который возник во время выполнения самостоятельной работы дома, могу. Кроме того, на своей странице я размещаю домашние задания, с картинками и примерами. Для школьника это куда интереснее, чем вычитывать задание в учебнике.

Так как я преподаю еще и информатику, то задания по этому предмету дети и вовсе присылают мне по электронной почте. Сейчас вокруг школьника обилие информационных потоков. Если учитель научит ребят лучше ориентироваться в них - это здорово. Однако я не сторонник игрового подхода на уроках. Подчас игры показывают лишь верхушку темы. Ученики "ведутся" на какой-то динамичный сюжет или яркую анимацию. Но основы предмета таким образом не понять.

Многие учителя только рады развивать в ребенке творческую жилку, креативить. Но у нас возникает противоречие между стремлением к творчеству и необходимостью сдавать Единый госэкзамен. ЕГЭ - это формализованный подход, он требует сухих знаний. Если бы он был введен как одно из средств мониторинга, то тогда никаких бы вопросов не было. Но это обязательный экзамен, единый и единственный для всех, да еще и с функцией оценки качества работы учителя, что, на мой взгляд, совершенно неправильно. Творческие дети подчас не могут сдать ЕГЭ только потому, что там нет простора для этого самого творчества. ЕГЭ сильно "обрезает" все возможности креативных технологий.

Андрей Успенский, учитель русского языка и литературы, школа N 37, г. Череповец, победитель конкурса "Учитель года-2006":

- Я активно использую соцсети, рассылаю своим ученикам разработки, домашние задания. Могу оценить их фотографии, поставить, как принято говорить, "лайк". К сожалению, в нашей школе, хоть она и "цифровая", доступ к соцсетям закрыт. А мне, например, иногда нужно срочно проиллюстрировать тему урока каким-то музыкальным произведением. Допустим, "Реквием" Моцарта я бы нашел у себя на страничке в соцсети за полминуты.

Кроме того, соцсети дают возможность проводить отличный мониторинг успехов класса. У каждого на странице есть графа "Любимые книги". Так вот если в начале 8-го класса там у многих прочерк, то ближе к выпускному классу появляются книги, причем не только "программные". Я считаю, что это знак: значит, свою работу я делаю хорошо.

Что касается игры? Вот в курсе русского языка за 9-й класс есть тема: "Совпадение союзов в сложноподчиненном предложении". Пока произнесешь - половина класса уснет, а нужно держать внимание. Я использую интерактивную доску, рисую на ней персонаж, допустим, Буратино, который в зависимости от того, какое правило действует, поднимает то одну, то другую руку. Игровой подход? Вполне. Включается еще один канал запоминания - механический. Так вот на пробном экзамене сидит уже 11-й класс и, проговаривая про себя правило, украдкой поднимает и опускает руки, как мы учили. Результат есть, и это главное.

Павел Шмаков, учитель физики, директор лицея им. Лобачевского при Казанском госуниверситете, г. Казань:

- Однажды в Казани проходила первая Международная конференция по электронному образованию. Приехали иностранцы. В актовом зале их встречал огромный плакат, на котором, к счастью, на русском, было крупными буквами написано: "Слабый учитель плюс компьютер равно сильный учитель!". У меня волосы, честно говоря, встали дыбом. Вот так у нас понимают модернизацию и компьютеризацию.

Вся беда в том, что у нас многое хорошее, что есть на Западе, переносят калькой на отечественную систему, без адаптации. Принципиально хорошо, что все это появляется в России, плохо, что это копируется. В Татарстане потратили большие деньги, чтобы пригласить сингапурских тренеров для наших учителей. Сингапур сегодня в топе лидеров по образованию вместе с Финляндией и несколькими другими странами. Приехали, провели тренинги. Но провели так, как учили бы педагогов из Швеции или той же Финляндии. А в России система образования всегда была принципиальной иной. В итоге - практически ноль. Потому что курс был не адаптирован к нашей действительности. Почему власти, когда делали заказ сингапурцам, не сделали на этом акцент?

Тенденции, о которых пишут в Интернете, - правильные, и у нас они тоже есть. Только если бы все они работали с учетом российской специфики, было бы здорово. А слепое копирование делает только хуже.

Образование Интернет