Экс-судью Эдуарда Солдатова из Казани, которого дважды ловили за рулем пьяным, лишили статуса, но так и не смогли отобрать у него водительские права.
Как уже писала "Российская газета", 6 июня 2010 года пьяный судья Авиастроительного районного суда Казани Эдуард Солдатов сбил насмерть на своей иномарке 23-летнего Марата Гайнутдинова. Все произошло на глазах у его друзей. Поздно вечером компания возвращалась домой со свадьбы товарища. Проспект Ямашева, который переходили молодые люди, был свободен от машин. Откуда взялась "Киа" Солдатова, многочисленные свидетели так и не смогли пояснить. Предположили, что судья мчался на огромной скорости. Именно поэтому Марат не успел увернуться. От удара молодого человека подбросило так, что он пролетел несколько метров. На его теле не осталось ни одного живого места - парень был весь переломан. Тогда, как показала экспертиза, уровень алкоголя в крови Солдатова превысил допустимую для водителей норму в девять раз.
Эта автомобильная катастрофа вызвала большой резонанс. И не только потому, что виновником трагедии стал судья, а прежде всего из-за того, что местной прессе запретили давать в эфир сюжеты об аварии. Правда, это имело обратный эффект. Об этом ДТП друзья погибшего рассказали всем федеральным СМИ. Несмотря на то, что судейское сообщество Татарстана поспешило выступить с заявлением, осуждающим Солдатова, лишить его статуса было не так просто. Через несколько дней он был отправлен в отставку с сохранением всех привилегий, положенных по статусу. В том числе и неприкосновенности. Оставили и спасительную корочку, которая, как выяснилось, вскоре ему пригодилась.
Чтобы добиться разрешения на привлечение судьи к уголовной ответственности, потребовалось несколько месяцев. По закону материалы дела сначала поступили на рассмотрение главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, тот, в свою очередь, запросил согласия Квалификационной коллегии судей РТ и, когда оно было получено, дал добро на привлечение Солдатова к уголовной ответственности.
Пока шло расследование уголовного дела, судья в отставке продолжал ездить за рулем, пересев с "Киа" на "Ниву". И доездился… 22 августа 2011 года он снова попал в аварию - не справился с управлением и въехал в "Ауди". Свидетели, понятые и инспекторы ГИБДД утверждали, что Солдатов был пьян. Сотрудники Госавтоинспекции так и записали в протоколе, что от водителя исходил запах алкоголя, речь и координация нарушены. Но пройти медицинское освидетельствование судья в отставке отказался, сославшись на свой статус. Машину Солдатова увезли на штрафстоянку, а его самого отпустили. Все материалы дела городская Госавтоинспекция передала в прокуратуру республики, но, как выяснилось, чтобы лишить судью в отставке водительских прав, не хватило пары месяцев.
Как пояснил в интервью корреспонденту "РГ" заместитель прокурора РТ Газинур Галимов, в первый раз суд мог лишить водительских прав Солдатова в рамках уголовного дела, если бы признал его виновным. Но преследование Солдатова было прекращено за примирением сторон.
- А вот по второму случаю у нас просто не хватило времени, - говорит Галимов. - Дело в том, что Солдатов к тому моменту еще не был лишен статуса, так что разрешение о возбуждении административного дела мы должны были запросить у генерального прокурора, а он, в свою очередь, у Квалификационной коллегии судей РТ. Как только получили и проверили материал из Госавтоинспекции, сразу же направили его в генпрокуратуру, но там ответили, что мы не укладываемся в сроки, поэтому просить разрешения у Квалифколлегии уже нет смысла.
В прокуратуре Татарстана считают, что ограничение сроков до трех месяцев играет на руку нарушителям со статусом, как в случае с Солдатовым. И если бы у них был запас хотя бы еще в пару месяцев, сейчас виновник был бы наказан. А так наказание получил только сотрудник казанской Госавтоинспекции, который не столь оперативно, как хотелось бы, подготовил материалы на судью… Но и он отделался строгим выговором.