Американские ученые из Университета Канзаса разработали новую технологию модернизации дорог с помощью биологического материала лигнина.
Речь идет о грунтовых дорогах, которые весьма распространены даже в развитых странах, не говоря уже о развивающихся, где грунтовки - основа автомобильных сетей сообщения. Многие удивятся, но в том же Канзасе из почти 160 тысяч километров дорог 70 процентов - грунтовка. В отличие от твердого асфальтового покрытия грунтовые дороги состоят из несцепленных частиц грунта. Это снижает скорость автомобилей, поднимает тучи пыли.
Решить проблему и должен лигнин, который присутствует во всех растениях, в том числе соломе пшенице, сахарном тростнике и кукурузе. Кроме того, он входит в отходы некоторых отраслей промышленности, например, производства биотоплива и бумаги.
Оказалось, что у лигнина масса достоинств: в отличие, скажем, от цемента, он стоек к внешним воздействиям и нетоксичен, хорошо связывает частицы грунта, защищает дорогу от эрозии и не вызывает образование пыли.
В ходе эксперимента американские ученые выяснили, что добавка в покрытие грунтовых дорог смеси лигнина в концентрации 4, 6 и 9 процентов повышает твердость покрытия, позволяет автомобилям двигаться быстрее и снижает образование пыли. Исследование ученых из Университета Канзаса открывает новые возможности для модернизации транспортных путей сообщения без многомиллиардных затрат по прокладке шоссе в местах с небольшим трафиком или в небогатых странах. В принципе, даже просто поливая грунтовку смесью воды и лигнина, ее можно превратить в более качественную дорогу.