15.02.2012 00:44
Экономика

Ростуризм предлагает создать механизм для решения проблем туроператоров

Ростуризм предлагает создать механизм для решения проблем туроператоров
Текст:  Нина Егоршева
Российская газета - Столичный выпуск: №32 (5705)
Читать на сайте RG.RU

Если до лета туристическое законодательство не изменится, а ситуация, подобная той, в которой оказался туроператор "Ланта-тур", повторится, неприятности с российскими туристами на отдыхе за границей неизбежны, считают в Ростуризме.

В ведомстве не исключают новых банкротств туроператоров, очередная волна которых вполне может прийти в разгар сезона отпусков. "Надо предпринять ряд шагов, направленных на существенные структурные изменения туристического рынка, чтобы не допускать нарушений прав туристов", - заявил на пресс-конференции глава Ростуризма Александр Радьков.  По его словам, банкротство "Капитал тура" и приостановка деятельности "Ланта-тур" показали, что предельной гарантии в 100 миллионов рублей для таких крупных туроператоров не хватает.

По подсчетам страховщика "Ланта-тур", компании "Ингосстрах", общая сумма претензий от пострадавших туристов может составить порядка 300 миллионов рублей. В этом случае деньги клиентам "Ланта-тур" будут выплачиваться пропорционально. Пока по официальным данным от  клиентов компании принято 2,6 тысяч заявлений на общую сумму 90 миллионов рублей. При этом есть сведения, что туроператор продавал путевки вплоть до сентября, к тому же не все туристы спешат обращаться за своими деньгами, надеясь, что после вмешательства государства (напомним, компании был предоставлен кредит банком ВТБ на сумму 7 миллионов долларов) "Ланта-тур" возобновит работу. Александр Радьков сообщил, что сейчас руководство компании проводит реорганизацию своего офиса и ищет стратегического инвестора.

Проблемы туроператоров в Ростуризме связывают со множеством факторов - традициями ведения туристического бизнеса в России,  сложными отношениями с авиаперевозчиками, высокими ставками по кредитам. Но самый главный фактор, по мнению властей, - повышенная чувствительность туристической сферы к мировым катаклизмам. "Мы помним, как подкосила в прошлом году многих туроператоров революция в Египте. Мы знаем, что финансовое состояние некоторых компаний оставляет желать лучшего, но мы надеемся, что ситуация с "Ланта-тур" их чему-то научит", - сказал Александр Радьков.

Чтобы защитить туристов, по мнению Александра Радькова, первое, что нужно сделать, - это увязать размер финансовой ответственности туроператора с оборотом компании. На прошлой неделе в Госдуме как раз началась подготовка пакета поправок в закон "Об основах туристической деятельности". В частности, туроператорам с годовым оборотом свыше 500 миллионов рублей размер финансового обеспечения предлагается поднять со 100 до 200 миллионов рублей, для компаний с оборотом свыше 1 миллиарда рублей - до 200 миллионов рублей плюс 5-10 процентов от объема, превышающего 1 миллиард рублей. 

Еще одна инициатива - создание в туристической отрасли саморегулируемых организаций (СРО), которые бы несли ответственность за своих членов. По мнению Радькова, это поможет решить проблемы туристов в случае банкротства компании или любого другого  форс-мажора, а также вернуть людей из-за рубежа. При этом идея страхования каждой путевки, которую, кстати, уже давно продвигает Российский союз туриндустрии, по мнению главы Ростуризма, не будет работать, пока не будет создана единая база учета турпутевок по аналогии с электронными билетами на транспорте. 

Туризм