16.02.2012 00:07
Культура

В Мариинке покажут мюзикл "Моя прекрасная леди"

Канадец Роберт Карсен поставил мюзикл по Бернарду Шоу
Текст:  Владимир Дудин
Российская газета - Федеральный выпуск: №33 (5706)
Читать на сайте RG.RU

18, 19 и 20 февраля в Мариинском театре состоится премьера знаменитого мюзикла "Моя прекрасная леди" Фредерика Лоу по пьесе Бернарда Шоу, который станет первым мюзиклом, поставленным на этой сцене. Премьерой продирижирует Гавриэль Гейне. Режиссером постановки, осуществленной Мариинским театром совместно с парижским Театром Шатле, где премьера состоялась в декабре 2010 года, выступил канадец Роберт Карсен, один из самых успешных оперных режиссеров современности. В интервью "РГ" режиссер рассказал о том, какой должна быть настоящая леди.

Какие качества вы искали в певицах на кастинге на роль Элизы Дулиттл?

Роберт Карсен: Элиза - отличная роль, но требует от актрисы высоких драматических способностей, сильного характера и яркой индивидуальности. В этом мюзикле больше разговорных диалогов, чем музыки, хотя и то и другое написано очень талантливо. Героиня появляется перед зрителем плохо воспитанной девушкой, но постепенно превращается в аристократку, способную поразить высшее общество. Название пьесы у Бернарда Шоу ироничное. Согласно мифу, Пигмалион создает скульптуру Галатеи, а в пьесе и мюзикле именно Элиза приходит к профессору Хиггинсу с просьбой научить ее правильно себя вести. "Двигатель" пьесы - Элиза. Шоу всегда интересовали женские права, поэтому во многих его пьесах есть сильные женщины. В этом смысле он всегда был очень современным.

Сегодня этот мюзикл так же актуален?

Роберт Карсен: Нет, но от этого не теряет своего обаяния. Опрос среди детей показал, что любимой сказкой у большинства и девочек, и мальчиков стала "Золушка". "Моя прекрасная леди" чем-то похожа на эту сказку - историю о девушке, которая попала из одной социальной среды в другую, историю о том, как можно измениться.

"Моя прекрасная леди" - первый шаг Мариинского театра в сторону мюзикла. Большой театр тоже не заходил на территорию этих жанров, пока не поставил оперетту "Летучая мышь" Штрауса.

Роберт Карсен: Не знаю, почему в России так происходит. В Европе такой проблемы нет - там не сторонятся мюзиклов и оперетт. Мюзиклы идут в Ковент-Гарден, Ла Скала, Венской Штаатсопер. Я ставил "Кандида" Бернстайна в Ла Скала и Ковент-Гардене. Мне кажется, очень важно, что Гергиев решился поставить мюзикл в Мариинском. Те, кто работает на территории оперы, должны думать о том, как сохранить оперу жизнеспособной, не превратить ее в музей.

Вы станете первооткрывателем мюзикла в российском оперном театре.

Роберт Карсен: Рад участвовать в этом приключении. Театр мюзикла - один из самых сложных жанров с множеством танцев, драматической игры, сценических перемен.

Мюзикл "Моя прекрасная леди" вы поставили в исторических костюмах, хотя действие многих опер вы часто переносите в наши дни.

Роберт Карсен: Ряд произведений, которые я называю "социальными комедиями", очень привязаны к своей эпохе. Оперу "Евгений Онегин" сложно осовременить. Также и "Моя прекрасная леди" - очень английская пьеса по своей природе. Англия, о которой рассказывает Бернард Шоу, предполагает высшее общество, связанное с определенным стилем языка. Хотя сегодня все аристократы в Англии - кокни, представляющие едва ли не низшее сословие, равно как и представители искусства - знаменитые актеры, художники, у которых заметен этот же "акцент". Я, бесспорно, преувеличиваю, но классовые границы в самом деле исчезли после Второй мировой войны.

Вы - режиссер-универсал, с равной увлеченностью ставите оперы разных эпох - от барокко до современных. Есть композиторы или оперы, которых вы избегаете?

Роберт Карсен: Это оперы Россини. Я их не понимаю, они меня не трогают. Для меня они похожи на тиканье часов.

Что вам особенно нравится ставить?

Роберт Карсен: Я люблю сложные произведения, действие которых происходит одновременно на нескольких уровнях. Такова, например, опера "Ариадна на Наксосе" Рихарда Штрауса и многие оперы Генделя, в которых так много разнородных постмодернистских элементов.

Вы часто имеете дело с певцами "первого эшелона". Приходится "бороться" со звездами?

Роберт Карсен: Обычно нет. Самой большой проблемой бывает то, что звезд иногда нет на месте, а спектакль нужно ставить, только когда все в сборе.

Оперные артисты уступают драматическим актерам в игре. Как вы добиваетесь от певцов убедительности?

Роберт Карсен: Сегодня очень много талантливых, свободных певцов с яркими актерскими способностями. Певцы, не умеющие играть, скорее, являются исключением. Так, во всяком случае, в Америке и Европе - не знаю, как обстоят дела в России. Публика уже привыкла к певцам нового поколения и не может воспринимать старых клише.

Музыкальный театр Санкт-Петербург Северо-Запад