Владимир Путин видит достаточно возможностей для того, чтобы к 2020 году обеспечить новым жильем 60 процентов российских семей, а к 2030-му снять проблему полностью. В своей статье "Строительство справедливости. Социальная политика для России", опубликованной в "Комсомольской правде", премьер признал, что сегодня лишь четверть населения может позволить себе приобрести или построить новое жилье. По его словам, "именно снижение доступности жилья воспринимается многими нашими гражданами как снижение качества жизни по сравнению с СССР".
Дешеветь по приказу жилье не желает. Поиск виновных в его дороговизне тоже результатов не дает, как и всякий поиск простого решения непростых проблем. Прокуратура периодически подозревает застройщиков в ценовом заговоре, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проводит проверки - и подозрения отпадают: все чисто, рынок есть рынок. Если бы даже застройщики сговорились, доказать такой сговор практически невозможно. Для этого, говорят специалисты ФАС, необходимо иметь либо документальные свидетельства, либо аудиовидеозаписи факта сговора. Зато улики, свидетельствующие о неуклонном удорожании жилья, налицо. Квартиры в Москве поднимаются в цене в среднем на 2,5 процента в месяц; средняя цена квадратного метра в столице сегодня составляет 81,4 тыс. рублей.
Попытки сделать жилье более доступным предпринимаются постоянно. С этой целью, например, был создан Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (РЖС). По оценке главы правительства, "фонд РЖС стал реальной силой, способной задавать тенденции в строительстве". Базу этого фонда составляют неэффективно используемые земли федеральных министерств и ведомств, госпредприятий и учреждений. Их просто изымают и отдают под малоэтажное строительство. "Здесь, - считает премьер, - не может быть никаких "священных коров". При этом земля должна предоставляться тем, кто строит социальное, экономичное жилье и социальные объекты - бесплатно (в обмен на ограничение продажной цены жилья)".
А может ли вообще жилье быть доступным? Да, наверное. Только смотря для кого. Для российских фигурантов журнала "Форбс" и даже для тех, чьи доходы пока исчисляются не миллиардами, а миллионами, оно уже доступно. Станет ли оно по карману - возьмем другой полюс - социально незащищенным слоям населения? Никогда. Эта категория граждан должна быть обеспечена жильем за счет государства. "Мы сегодня помогаем получить жилье ветеранам, офицерам армии, молодым семьям, - пишет премьер. - Переселяем людей из ветхого жилья, где нет человеческих условий для жизни. Мы подсчитали свои возможности - до конца 2012 года выделим на жилье для ветеранов дополнительно еще 30 миллиардов рублей. Хочу сказать - мы будем продолжать и расширять эту практику, в первую очередь для молодых семей с детьми".
Однако люди ждут квартиры десятилетиями, многие умирают, не дождавшись. Долгое ожидание объясняется общим объемом строительства - он недостаточен. Спрос на рынке недвижимости не соответствует предложению. Это главная причина бешеных цен на жилье. Но не единственная.
Возьмем Москву, дороговизна квартир в которой стала притчею во языцех. Обывателя, проживающего в Иркутске или Чебоксарах, приводит в шок цена квадратного метра в столичной типовой многоэтажке, не говоря уже об элитных домах и пентхаусах. Сами же москвичи вполне философски относятся к ценам на жилье, понимая, что эти цены определяются спросом. Причем спросом платежеспособным, а уж тут-то Москва на фоне российской провинции выглядит недосягаемо. Тем не менее столичных правителей периодически призывают регулировать цены на рынке жилья. При этом внятных объяснений, какой административный ресурс и каким образом может быть использован, мы не слышим. Что же касается элитных домов, то их дороговизна изначально запрограммирована и имеет социальную окраску. Цена квартиры в малоэтажном особняке в районе "золотой мили" (улицы Пречистенка и Остоженка) - это цена клубного билета. Покупая такую квартиру, человек приобретает не только превосходную недвижимость, но и нечто большее - осознание своей кастовости, причастности к некоей элите с недосягаемыми для большинства стандартами потребления.
Вообще к разговорам о том, что столичное жилье непомерно дорого, следует, мне кажется, относиться без обывательских "охов" и "ахов". Тут нужен трезвый взгляд. Хотя бы понимание, что снижение цен на квартиры выгодно не москвичам, как представляется сердобольным вздыхателям, а в первую очередь приезжим из других регионов. Удешевить жилье в столице на практике означает поднять шлагбаум перед мигрантами (при этом коренные москвичи своих жилищных проблем не решат). Так что цена на квартиру в Москве является одним из регуляторов миграции.
Дорожают квадратные метры и по причине коррупции в жилищном строительстве. "Строительный бизнес, - отмечает Путин, - сегодня буквально тонет в согласованиях. Наверное, две трети усилий и затрат специалистов строительных фирм приходятся на прохождение разнообразно выстроенных бюрократических барьеров, а не на организацию производства". Кроме того, по мнению премьера, необходимо избавиться от искусственного монополизма как строителей, так и поставщиков основных стройматериалов, что позволит снизить цены на жилье на 20-30 процентов.
Обеспечить к 2030 году новым жильем всех, кто в нем нуждается, премьер не обещает. Прямых обещаний в его статье не содержится. Речь идет о возможностях. Они имеются. А как ими распорядится будущее правительство - это уже другой разговор.