20.02.2012 14:11
Культура

Гильдия сценаристов США назвала "Полночь в Париже" фаворитом "Оскара"

Текст:  Валерий Кичин
Читать на сайте RG.RU

"Оскаровская гонка" - на финишной прямой. Последние киногильдии США называют своих фаворитов.

Как известно, большинство гильдий сочли лучшим фильмом года немую черно-белую картину "Артист" Мишеля Хазанавичюса. Свое мнение оказалось у Гильдии сценаристов, которые отдали предпочтение "Полночи в Париже" Вуди Аллена и "Потомкам" Александра Пэйна. Что естественно, если учесть специфику этой Гильдии: драматургия обеих картин (первая снята по оригинальному сценарию, другая - адаптация литературного произведения) действительно наиболее совершенна.

Впереди - кульминация гонки, церемония вручений премий "Оскара". В эти дни в тишине и полнейшей секретности подводятся итоги голосования киноакадемиков.

В преддверии оглашения этих итогов влиятельная газета "Лос-Анджелес Таймс" опубликовала статью о том, кто, собственно, определяет судьбы премий "Оскар", кто принимает участие в голосовании, за результатами которого только в прошлом году следило по телетрансляции 37 миллионов человек.

Газета обращает внимание на то, что список членов Киноакадемии не опубликован. Номинантка на премию за роль в фильме "Прислуга" Виола Дэвис призналась газете, что она даже не знает, кто из ее коллег-кинематографистов входит в Академию.

"Лос-Анджелес Таймс" провела свое расследование. Оно показало, что состав основанной в 1927 году Киноакадемии крайне монолитен - значительно монолитнее самой киноиндустрии, не говоря о киноаудитории. Так, выяснилось, что в Академии 94% - белые, и 77% - мужчины. Черные составляют около 2% ее состава, таков же процент латиноамериканцев. Академия стара: средний возраст ее членов - 62 года, причем людей до пятидесяти лет там всего 14%.

Многие из членов Академии хорошо известны по их кинематографической деятельности и активно работают в кино. Но так как членство в Академии пожизненное, то сотни людей, которые в ней числятся, десятилетиями не принимают участия к кинопроизводстве. Среди тех, кто давно оставили профессиональную деятельность в кино, но продолжают участвовать в "оскаровском" голосовании, оказались владельцы книжных лавок, вербовщики Корпуса мира в отставке и даже монашки. Их мнения, пишет газета, согласно правилам Киноакадемии, учитываются наравне с мнениями Джулии Робертс, Джорджа Клуни или Леонардо ДиКаприо.

Журналисты опросили тысячи членов Киноакадемии и их представителей, изучили их биографии, публикации и резюме, - чтобы подтвердить правомочия 89 процентов голосующих. В интервью многие заявили, что Академия должна быть более представительной. Выяснилось, что некоторые из 15 подразделений Академии состоят почти исключительно из белых мужчин: так, среди академиков-продюсеров 98% белых, как и среди академиков-сценаристов. Более 90% мужчин в подразделениях операторов и мастеров по спецэффектам. В PR-службе Академии только один человек - чернокожий.

Президент Киноакадемии Том Шерак признал необходимость привести ее в соответствие с реальным составом общества, но это трудно, потому что само кинематографическое сообщество значительно менее расслоено, и процесс идет слишком медленно, ибо рост числа членов Академии за последнее десятилетие был ограничен. (В 90-е годы состав Академии рос так стремительно, что это стало вызывать тревогу, и в 2004 году ввели ограничения на прием в ее члены: не более тридцати в год).

Главный вывод, который сделали журналисты газеты, приводит к демографическому составу самой киноиндустрии США, где среди режиссеров всего 9 % женщин, продюсеров - около 18 %. Режиссер Александр Пэйн, номинированный в этом году за фильм "Потомки", признал, что большая часть коммерческого кинопроизводства - в руках преимущественно белых мужчин. Бывший президент Академии лауреат "Оскара" Фрэнк Пирсон считает, что демография Академии и не должна соответствовать демографии американского общества: "Мы отражаем состав профессионального сообщества, а не всего народонаселения страны". Актер Дензел Вашингтон, один из чернокожих членов Академии, заявил, однако, что Академия должна быть более открытой, и ее состав необходимо "сбалансировать": "Если в стране 12 процентов чернокожих - 12 процентов должно быть и в Академии".

Газета напоминает, что такие требования выдвигаются уже не первый год. Еще в 1996 году Джесси Джексон инициировал общенациональные акции протеста против отсутствия чернокожих и других меньшинств среди номинантов "Оскара", считая это свидетельством расовой дискриминации и культурного насилия в Голливуде. За 83 года вручения премии "Оскар" менее 4 % наград увенчали актеров-афроамериканцев. И Кэтрин Бигелоу была единственной женщиной за всю историю "Оскара", получившей премию за режиссуру.

Вот уже второй год на церемонии "Оскара" среди ведущих нет чернокожих. На этот раз вести церемонию сначала был приглашен Эдди Мерфи, но потом продюсеры сделали другой выбор. "Неужели никто из чернокожих актеров в Голливуде неспособен прочесть текст с телесуфлера?!" - иронически воскликнул по этому поводу Сэмюэль Л. Джексон. Президент Академии Шерак парировал это тем, что "администрация не давала на этот счет никаких инструкций: продюсеры делают свое шоу - и точка!".

Сказывается ли такой состав голосующих членов Киноакадемии на результатах голосования, - задается вопросом "Лос-Анджелес Таймс". И приводит мнение руководителей кинокомпании Sony Pictures, которые убеждены, что фильм о создателе Фейсбука "Социальная сеть" в прошлом году проиграл только потому, что престарелые члены Киноакадемии понятия не имеют об Интернете. Есть также мнение, что фильм Стивена Долдри ""Жутко громко и запредельно близко" удостоен чести попасть в шорт-лист 2012 года только потому, что адресован людям выше среднего возраста. Вкусами престарелых людей объясняют также тот факт, что в число номинантов не попал "Стыд": пожилых этот блестяще сделанный фильм может только шокировать.

Чернокожий актер и режиссер Билл Дюк сказал, что "черное сообщество считает Академию организацией, которая игнорирует нужды, желания и мнения чернокожих режиссеров, продюсеров, актеров и сценаристов. Ей дела нет до этого".

Многие считают, что демографические и вкусовые предпочтения Академии, в свою очередь, влияют на решения, которые принимаются на киностудиях, и в конечном итоге на разнообразие кинорепертуара. "Цветные оказываются всегда где-то на периферии", - сказал актер Берни Кэйси, который в знак протеста недавно вышел из состава Киноакадемии. Это его утверждение, считает газета, подтверждается расовым составов нынешних номинантов: пятеро претендентов на звание лучшего режиссера - все белые, как и более двадцати номинированных продюсеров. И только в фильме "Прислуга" номинированы цветные актрисы.

Весь смысл статьи в "Лос-Анджелес Таймс", однако, был во многом дезавуирован одним из авторов комментариев на сайте газеты. Он резонно заявил: "Белые, цветные - какая разница? Были бы фильмы хорошие!".

Мировое кино