20.02.2012 18:47
Культура

В петербургском БДТ поставили спектакль по книге-лауреату "Букера"

Текст:  Мария Бортновская (Санкт-Петербург)
Читать на сайте RG.RU

Петербургский БДТ имени Товстоногова представил вниманию публики премьеру спектакля "Время женщин", поставленный по одноименному роману петербургской писательницы Елены Чижовой. Именно за эту книгу ее автор получила старейшую в России независимую литературную премию "Русский Букер" за 2009 год.

В спектакле, как и в романе, в стенах небольшой коммунальной квартиры сталкиваются молодая женщина с маленькой дочерью и три старухи: Гликерия, Ариадна и Евдокия. Время и место действия - конец 1950-х начало 1960-х годов, город Ленинград. Сквозь призму повседневной жизни героинь авторы спектакля дают взгляд на разные советские эпохи. На сцену выходят герои 1917-го, 1937-го, 1960-х годов и рассказывают очень личные истории о своих страхах и вере, разочарованиях и надеждах, мечтах и любви.

Уже почти год спектакль по роману "Время женщин" идет в московском "Современнике", но для БДТ автор романа Елена Чижова и режиссер Геннадий Тростянецкий написали свою инсценировку.

-  "Время женщин" состоит по большей части из диалогов - казалось бы, в данном случае написать инсценировку не так уж сложно. Однако это не так, - комментирует работу над спектаклем автор романа "Время женщин" Елена Чижова. -  Инсценировка, которую увидит зритель, не противоречит роману, но все-таки от него отличается. Впрочем, когда речь идет о переводе литературного текста на язык театра, полагаю, иначе и быть не может. Любой режиссер - особенно такой талантливый и опытный, как Геннадий Тростянецкий, - создает свою концепцию спектакля. Его задача - не проиллюстрировать авторский текст, а высветить новые, подчас неожиданные ракурсы. Отталкиваясь от этого общего правила и уважая право режиссера на творческое осмысление романа, я шла за режиссером и не пыталась навязывать ему свои "литературные" решения. О том, что получилось из нашего сотворчества, будет судить зритель.

Петербуржцы встретили премьеру "на ура": великолепная актерская игра, явный талант автора и замечательное режиссерское решение не оставили равнодушным никого. Спектакль вызвал у зрителей в зале бурю эмоций вплоть до слез - настолько тонко передана атмосфера далекого, но в тоже время такого родного Ленинграда 50-х-60-х годов.

- Каждое настоящее мгновение нашей жизни неизбежно связано с прошлым и будущим одновременно. Мы принимаем некие решения, опираясь на свой прошлый опыт, и так определяем свое будущее… И та точка, где пересекаются прошлое и настоящее, где готовится будущий наш шаг, и есть предмет нашего исследования. Мы сочиняем театральный роман. И работа эта достаточно трудная, но очень интересная. В центре нашей истории, конечно, героиня, ее любовь, судьба, но и город Ленинград. Его улицы, дома, с которыми связаны радости и горести людей, время, которое запечатлено в них, - резюмирует режиссер-постановщик спектакля ГеннадийТростянецкий.

Драматический театр Санкт-Петербург Северо-Запад