29.02.2012 00:10
Культура

На экраны вышел фильм Джаника Файзиева "Август. Восьмого"

Текст:  Оксана Нараленкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №43 (5716)
Читать на сайте RG.RU

На киноэкраны страны вышел новый фильм режиссера Джаника Файзиева "Август. Восьмого". Картина с бюджетом 16 млн долларов снималась на деньги Фонда кино (самое большое вливание государственных денег в кинопроизводство за прошлый год), а прокатом фильма занимается кинокомпания "Двадцатый век Фокс СНГ". Эти два обстоятельства сформировали и синтетический жанр киноленты, ставшей третьим художественным фильмом о грузино-осетинской войне.

Конфликт в Южной Осетии до Джаника Файзиева пытались осмыслить и другие режиссеры. Игорь Волошин в 2009 году снял картину "Олимпиус инферно" о том, как американский энтомолог и российская журналистка попадают в самый эпицентр событий. Это был первый "российский взгляд" на Южную Осетию 2008 года. В 2011-м году в США и Грузии вышел в прокат совместный грузино-американский фильм режиссера Ренни Харлина "5 дней в августе", главные роли исполнили Энди Гарсия и Вэл Килмер. Фильм с бюджетом около 15 млн долларов стал для Грузии 2009 года (именно тогда начались съемки) самым крупномасштабным проектом последнего времени и должен был озвучить грузинскую точку зрения, которую Харлин вымерял, основываясь на свидетельствах грузин - очевидцев конфликта. Обе эти картины не нашли признания у критиков и зрителей.

Джаник Файзиев в своем фильме сознательно уходит от политической подоплеки событий. Его волнует то, как привлечь массового зрителя в кинозал. С одной стороны "Август. Восьмого" - это кино о русских парнях, которые защищают женщин и детей, с другой - в кадре вместо героев в военной форме регулярно появляются роботы в стиле "Трансформеров", которым в ленте отведена своя прагматичная роль.

Смотреть фоторепортаж Анастасии Голубевой

Недавно в "Российской газете" проходил деловой завтрак с Кареном Шахназаровым, на котором, в частности, была затронута тема: новое поколение зрителей требует иного, неклассического, современного киноязыка для военных драм. Классические военные эпосы, как например, "Боевой конь" Стивен Спилберга, массового зрителя больше не впечатляют.

Карен Шахназаров недавно завершил работу над фильмом "Белый тигр", в котором, по его словам, о Второй мировой будет рассказано в фантастическом ключе. Джаник Файзиев также предпринял попытку преподнести молодому зрителю военный грузино-осетинский конфликт августа 2008 года с голливудским размахом, с элементами фантастического экшена.

Семилетний Артем, любитель компьютерной игры про Космобоя, оказывается в Южной Осетии как раз в то время, когда там разгорается вооруженный конфликт с Грузией. В сознании мальчика агрессоры становятся некими механистическими существами, внешне напоминающими "плохих роботов". В то же время на помощь Артему из Москвы спешит его мама Ксения (Светлана Иванова). Сначала она попадает под артобстрел по дороге в Цхинвал и чудом выживает. Потом получает контузию в самом городе, который буквально разносят по кусочкам у нее на глазах, но ее из пекла выводит за руку доблестный военный (Алексей Гуськов). Затем с сотрясением мозга Ксения находит прибежище в подвале дома, где ее выхаживает добрая и меланхоличная женщина (Лидия Вележева), потом Ксению судьба приводит в лагерь беженцев, где всех отправляет на медосмотр и советует поесть чего-нибудь холеный доктор в белоснежном халате (Гоша Куценко).

Ксения, безусловно, поймала бы свою пулю во всей этой неразберихе, если бы не парень Леха (Максим Матвеев), руководитель разведгруппы. Он тоже нянчится с Ксенией, спасает от пуль снайперов и берет с собой в прорыв на вражескую территорию. Алексей едет выручать мирное население, а сын Ксении застрял в горах как раз в том же направлении. Так что сразу становится понятно, что этим двум героям по пути, и не только по дороге войны, но и вообще по жизни. Он - герой России, офицер, который дорожит своими бойцами и почти с отеческой интонацией называет их "ежиками", готов пойти против танка на бронированном военном джипе, заботливый сын (регулярно решает мамины бытовые проблемы по телефону) помогает Ксении пробраться в горы к Артему, колет орехи голыми пальцами и вообще - красавец-мужчина. Она, попав в Осетию, понимает, что ее московская гонка за женихом-банкиром (Александр Олешко) - суета, а главное - ее маленький мальчик Артем, который, если выживет, то точно станет таким же смелым, сильным и красивым, как встретившийся ей на жизненном пути Леха.

Если взять линии этих двух персонажей (Алексея и Ксении) и исключить из уравнения то, что маленькому Артему в осетинских горах мерещатся роботы-трансформеры, то у Файзиева получилась бы вполне внятная военная мелодрама о том, что наши мужчины умеют защищать, а женщины - любить. Кино про идеальную войну, сыгранное на двух нотах, где трупы тут же прикрывают покрывалами и уносят, где Гоша Куценко всех накормит и вылечит, а Владимир Вдовиченков - и вовсе президент с несгибаемой волей, готовый за свой народ ну чуть ли не сам в бой пойти. Про войну, где нет правых и виноватых, нет политики, нет прямого боя, а противник - некий абстрактный агрессор в черных лыжных масках (или робот-убийца из компьютерной игры, как воображает мальчик). Но такое кино никогда не собрало бы кассу в прокате. Это была бы малобюджетная история, а Джаник Файзиев уже с успехом опробовал "игру в виртуальные солдатики" на фильме "Турецкий гамбит", который, благодаря спецэффектам, при бюджете в 4 млн долларов собрал по России 18,5 миллиона. Продюсерские проекты Файзиева - фильмы "Адмирал" и "Каникулы строгого режима" - также оказались коммерчески успешными. Очевидно, что трансформеры в кавказских горах понадобились Файзиеву с той же целью, что и виртуальные солдатики в "Турецком гамбите" - заставить зрителя ахнуть, если не техническому их воплощению восхищаясь, все-таки эти приемы уже Голливуд не раз демонстрировал, то … просто ахнуть от неожиданности. И скорее написать в блоге: "Это нечто. Оказывается, на Кавказе сражались не только солдаты, но и роботы". Такая вот новая реальность войны. По всем законам коммерции.

Наше кино