В конце января премьер-министр подписал долгосрочную программу развития угольной отрасли. Первый этап ее реализации рассчитан на период до 2015 года, второй - до 2020-го и третий - до 2030 года. Общий объем финансирования программы - 3,7 трлн рублей, из них 251,8 млрд рублей - это бюджетные средства.
По мнению аналитика компании "Инвесткафе" Павла Емельянова, главная цель программы - серьезная модернизация и оптимизация работы отрасли. В частности, планируется обновление основных фондов, процент износа которых должен быть снижен с нынешних 70-75% до 20% к 2030 году. Это будет достигнуто за счет введения новых или модернизированных мощностей на уровне 505 млн тонн. Планируется также увеличить пропускную способность железных дорог со стороны Кузбасса в направлениях Черного, Баренцева и Балтийского морей, а также обеспечить развитие БАМа и железнодорожного узла в этом важнейшем угольном регионе. Мощности угольных терминалов в российских портах планируется увеличить с 69 млн тонн до 190 млн к 2030 году.
Павел Емельянов считает, что принятый проект невероятно амбициозен: выделяемая на него сумма выглядит крайне высокой и предполагает средний уровень затрат в размере 205 млрд рублей в год. При этом, согласно планам, произойдет увеличение объемов добычи угля с 336,1 млн тонн в 2011 году до 430 млн тонн (в 2010 году было добыто 323 млн тонн), то есть на 28% за 18 лет. Но главное пока не рост, а обновление фондов, которые в дальнейшем могут дать более высокие результаты.
Принятая программа рассчитана на 18 лет, и сразу никто не требует от частных инвесторов всех заявленных средств. "Все будет происходить постепенно. Не исключено, что за время выполнения программы многие ее параметры могут быть откорректированы, в том числе и объем инвестиций частного бизнеса. И, наконец, не стоит забывать, что расходы государства будут гораздо больше, но они будут косвенными, то есть проходить по другим статьям бюджета, - отмечает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - Например, строительство новой ветки железной дороги где-нибудь в Кузбассе или в Коми".
Проблем на пути реализации программы может быть много, считает аналитик. Во-первых, это сама ситуация в мировой экономике, которая может быть крайне нестабильной, что скажется на производстве и потреблении угля. Во-вторых, многое будет зависеть от ситуации с добычей и потреблением других энергоресурсов: нефти, газа, положения в мировой атомной энергетике. Будет иметь значение ситуация с экологией и охраной окружающей среды в мире и России. Окажет влияние на реализацию программы и научный прогресс: появление новых технологий переработки и использования угля, развитие альтернативных источников электроэнергии. Это ключевые факторы, которые могут оказать влияние на угольную отрасль, причем как положительное, так и отрицательное.
По мнению аналитика ИФК "Солид" Елены Юшковой, несмотря на стратегическое значение угля, в нашей стране пока отсутствуют экономические условия для рентабельной работы предприятий угольной отрасли. Государство, устанавливая для российских потребителей заниженные цены на газ, искусственно усиливает экономическую мотивацию потребителей к предпочтительному использованию газового топлива. В результате спрос потребителей на уголь непрерывно снижается. Однако благодаря росту мирового спроса на топливные ресурсы, в том числе на уголь, перед российскими угольными компаниями открывается все больше возможностей по повышению своей рентабельности посредством экспортных поставок. Продажа российского угля за рубеж обеспечивает отечественным поставщикам получение удвоенного дохода по сравнению с внутрироссийскими поставками, что дает возможность отрасли развиваться более эффективно. Такая ситуация сохранится еще как минимум ближайшие 10-15 лет, так как в течение этого времени мировой спрос на уголь будет расти.
Существенным фактором, оказывающим негативное влияние на экономическую эффективность угледобывающего производства, является чрезмерно высокий уровень железнодорожных тарифов на перевозку угля его потребителям, считает Юшкова. Кроме того, темпы увеличения экспорта угля зависят от темпов увеличения пропускной возможности морских портов России.
По мнению начальника отдела методологии оценочной деятельности АКГ "МЭФ-Аудит" Константина Гречухина, газ не сможет покрыть всех потребностей в мировом энергообеспечении. В конце прошлого века уголь вытеснялся другими источниками (газ, нефть, ядерная энергетика), но начиная с первого десятилетия XXI века интерес к нему появился вновь. В мире уголь занимает третье место как топливо после нефти и газа. Основной проблемой развития угольной отрасли в нашей стране, по словам Константина Гречухина, может стать обеспечение транспортной доступности. Необходимо одновременное развитие новых месторождений с прокладкой железнодорожных путей и созданием инфраструктуры.