24.02.2012 00:27
Общество

Людмила Касаткина пережила своего мужа всего на десять дней

Мы прощаемся с Людмилой Касаткиной
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Столичный выпуск: №40 (5713)
Читать на сайте RG.RU

Они жили долго и счастливо и умерли в один день. В пословице - это знак прекрасной жизни: две половинки, друг без друга им нельзя.

Людмила Касаткина прожила действительно прекрасную жизнь. Ее сразу и навсегда полюбили зрители, ее ценили и уважали коллеги по Театру Российской Армии, с которым она связала свою судьбу еще в 1947 году. Ее боготворил муж, замечательный режиссер Сергей Колосов. И не просто боготворил, но и бережно заботился о ее актерском имидже, постоянно снимал ее в своих картинах. И это был тот случай "семейственности" в кино, которому все только рады: творческий союз двух мастеров подарил нам незабываемые впечатления в кино- и телефильмах "Вызываем огонь на себя", "Операция "Трест", "Душечка", "Укрощение строптивой", "Помни имя свое", "Мать Мария"...

Ее самое первое появление на экранах в фильме Надежды Кошеверовой "Укротительница тигров" оставляло ощущение непреходящего праздника: эта лукавая Леночка излучала свет, она была по-кошачьи независима, и за ее ускользающую улыбку можно было отдать жизнь. Это было так невероятно, что Кошеверова захотела повторить чудо, и тот же тандем Людмила Касаткина - Павел Кадочников появился в ее новой комедии "Медовый месяц". И снова был успех, и казалось, что этот любовный дуэт можно было длить до бесконечности. В сущности, Касаткина была обречена сыграть Катарину из "Укрощения строптивой" Шекспира, и Сергей Колосов подарил ей и нам такую возможность, продлил праздник. Но вскоре мы узнали другие стороны таланта актрисы. "Вызываем огонь на себя" - это был первый советский сериал, в сущности, открытие нового для наших зрителей жанра. Касаткина играла реально существовавшую героиню - подпольщицу Аню Морозову. Роль была драматической, сюжет - почти приключенческим, съемки - трудными, день, когда снимали бомбежку, снова чуть не закончился трагедией.

Когда десять дней назад ушел ее муж Сергей Колосов, жизнь потеряла для нее смысл. Уже тяжело больная, она попрощалась с ним. А потом ушла вслед за ним

После советско-польского фильма "Помни имя свое" Касаткина стала народной артисткой СССР и заслуженным деятелем культуры Польской Народной Республики.

Ее последняя роль в кино - Мать в фильме "Потерянные в раю", который Сергей Колосов снял по рассказу известной писательницы русского зарубежья Надежды Тэффи. Фильм снимался для телевидения, но эта ее работа осталась практически неизвестной для большинства зрителей. И относительно немногим счастливцам повезло увидеть актрису на сцене ее родного театра, где она сыграла шестьдесят ролей. Сыграла с присущей ей страстью и молодым куражом, который не покидал ее до последних лет.

"Сегодня девчонка сказала, впервые сказала "люблю", - пела ее героиня в "Укротительнице тигров". Однажды полюбив профессию, творческий коллектив, человека, который стал ей близок, Людмила Касаткина была им верна все эти годы. Она не могла жить без них. И когда десять дней назад ушел Сергей Колосов, жизнь потеряла для нее смысл. Уже тяжело больная, она попрощалась с ним. А потом ушла вслед за ним.

Это была прекрасная и печальная история. В ней уже поставлена последняя точка, но свет все не гаснет, он такой же теплый и живой.

кстати

Она сначала хотела быть балериной, но помешала травма. В ГИТИС взяли сразу: в юной актрисе был кураж, в ее глазах жили упрямые черти, которые через несколько лет мгновенно влюбят в ее Леночку Воронцову из "Укротительницы тигров" всю страну. Упрямая на экране, она, казалось, еще упрямее была в жизни - и относилась к своей профессии чрезвычайно серьезно, с пылом прирожденного исследователя человеческих душ. Известно, что когда ей в спектакле надо было сыграть медсестру, она пошла практиковаться в больницу, когда готовилась к роли судьи в другом спектакле - днями просиживала на судебных заседаниях. И на лошади в "Операции "Трест" скакала обязательно сама - хотя это чуть не обернулось для нее трагедией. И в клетку с тиграми сама входила, и тигры бесились прямо перед ее лицом. Профессия киноактера только в гламурных журналах кажется легкой и приятной. А редкостная дотошность актрисы в отношении к свои ролям делала ее почти опасной.

Утраты