Всю минувшую неделю эксперт ЮНЕСКО, президент болгарского международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест Тодор Крестив осматривал ярославские памятники, а также появившиеся в исторической части города новостройки.
Визит в Ярославль авторитетнейшего в Европе специалиста, профессора Тодора Крестива, известного россиянам жесткой резолюцией по санкт-петербургскому Охта-центру, был ожидаем. Хотя ждали его здесь отнюдь не местные власти, а главным образом представители общественности. Именно они в прошлом году написали в комитет всемирного наследия ЮНЕСКО тревожное письмо с просьбой обратить внимание на очередные факты непродуманной застройки исторической части Ярославля.
Казалось бы, эка невидаль: покажите такой российский город "с историей", в котором бы рядом с древностями не городились вычурные новоделы. Но дело в том, что в 2005 года Ярославль был включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В России такой чести удостоились пока лишь три города: Санкт-Петербург, Ярославль и Дербент. И это, конечно, ко многому город обязало. В частности, к очень продуманному и аккуратному строительству в исторической части города, обязательно согласованному с ЮНЕСКО.
Однако обязательства перед Организацией объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры в Ярославле исполнялись достаточно своеобразно, в результате практикуемая здесь точечная застройка, а, главное, масштабное строительство в исторической части к 1000-летию города вызвали у международных экспертов массу вопросов. Особую тревогу специалистов Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) вызвали построенные в исторической части Ярославля гостиницы, жилые дома, многоуровневая автомобильная парковка с инженерными коммуникациями, кафе, ремонтными мастерскими и мойкой автомобилей, новый мост через реку Которосль, памятник тысячелетию города, который, с точки зрения экспертов, испортил вид на исторический ансамбль в Коровниках. Но больше всего нареканий вызвал восстановленный на Стрелке Успенский собор, который оказался намного массивнее взорванного в 1937 году оригинала.
Претензий оказалось так много, что в прошлом году Ярославль имел все шансы попасть в раздел "Наследие в опасности", вслед за чем могло произойти банальное (и позорное) исключение 1000-летнего города из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако столь строгая мера была отложена - до следующей сессии комитета всемирного наследия, которая пройдет в нынешнем году в Санкт-Петербурге. А до той поры специалисты ЮНЕСКО должны тщательно изучить "ярославский" вопрос и оценить все риски, которым подвергаются в городе на Волге исторические памятники.
Поэтому эксперт высшей категории Тодор Крестив целую неделю осматривал город, встречался с представителями региональной и городской власти, выслушивал мнения архитекторов и специалистов по охране памятников. То, что построено и оказалось чужеродным исторической планировке, эксперт увидел сам. Об аналогичном строительстве, которое планируется, ему рассказали те, у кого за город болит душа.
- В последнее время на территории исторического ядра города намечается ряд очень серьезных строительных работ, которые повлекут за собой колоссальное изменение его исторического силуэта, - считает председатель Ярославского областного общества охраны памятников истории и культуры Вячеслав Сафронов. - В частности, на Волжской набережной планируется строительство гостиницы высотой 18 и протяженностью около 100 метров. Согласно эскизному проекту, в этом месте должен появиться огромный массив очень грубо расчлененной монотонной архитектуры, которая практически полностью поменяет территорию исторического ядра.
Мало того, по мнению Вячеслава Сафронова, тем, кто будет смотреть на это сооружение с противоположного берега, особенно в лучах заходящего солнца, оно будет откровенно напоминать… крышку гроба - благодаря своим скошенным углам.
Планам по строительству отеля неподалеку от Успенского собора - несколько лет. Первоначальный проект, по словам руководителя российской комиссии по делам ЮНЕСКО Игоря Маковецкого, был "совершенно жуткий - гигантское здание". Его заблокировали. Но место лакомое, и вскоре появился новый проект. Вернее, по словам господина Маковецкого, предпроектное предложение. Экспертный совет комиссии РФ по делам ЮНЕСКО рассматривал его три раза. На первом заседании авторам были сделаны замечания по высотности, на втором эксперты ни к какому решению не пришли, а на третьем заседании, сообщил Игорь Маковецкий, авторам идеи было рекомендовано продолжать работу над проектом, поскольку "проектные организации имеют право предлагать идеи по застройке этой территории". Однако работа пока привела лишь к "крышке гроба"…
Ярославская общественность, как может, противостоит появлению этой "крышки" на Волжской набережной. Как и попыткам построить возле и без того спорного Успенского собора огромную колокольню, которая, по мнению специалистов, "опрокинет" всю панораму Которосльной набережной. Меценат, на чьи деньги восстановлен, точнее - заново построен собор, уже заявил о своей готовности приступить к сооружению колокольни (или звонницы)…
Третья потенциальная болевая точка, о которой узнал эксперт ЮНЕСКО, - площадь Волкова, где несколько лет назад впритык к древней Знаменской башне едва не вырос многофункциональный культурно-развлекательный комплекс. Помешали планам городских властей и бизнесменов лишь масштабные протестные акции населения. Увы, судя по заседанию ярославской кафедры ЮНЕСКО, в котором принял участие и Тодор Крестив, идея под сукно не убрана, и есть очень большая вероятность, что в ближайшее время она всплывет опять.
- Проект охранных зон объектов культурного наследия Ярославля постоянно нарушался с момента его принятия, - объясняет причину "строительной вольницы" заместитель председателя правления ярославского отделения Союза архитекторов РФ Аркадий Бобович. - Проекты меняются, корректируются и утверждаются снова. Они корректируются под интересы инвестора, а не в пользу памятников. Есть рекомендация 35-й сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, где говорится, что все градостроительные процедуры должны проходить открыто. Там же обращается внимание, что в Ярославле эта норма не соблюдается. Так вот, эти нарушения продолжаются до сих пор. Все решения принимаются без учета мнения общественности и даже часто без ее информирования. Профессиональная общественность у нас просто игнорируется.
Поскольку мнение этой общественности, в которую входят архитекторы, специалисты по охране памятников истории и культуры, историки, депутаты, экологи, чиновников интересует очень мало, общественность сама подготовила отчет обо всех нарушениях и передала его приезжему эксперту. Тем более что аналогичный отчет, который ярославские власти должны были представить в ЮНЕСКО до 1 февраля нынешнего года отправлен туда почему-то не был.
- Это наш альтернативный отчет, - рассказала член правления ярославского отделения Союза архитекторов Ольга Мазанова. - Мы сами ходили по дворам, искали, что где построено. В итоге составили карту города с указанием выявленных нарушений. На ней больше 10 зданий и сооружений, искажающих исторический облик города, 8 незаконных реконструкций на памятниках архитектуры, а также показаны объекты строительства, оказывающие негативное воздействие на панорамы города. Однако, "вынося сор из избы", мы не хотим, чтобы наш город был исключен из списка всемирного наследия. Мы, наоборот, пытаемся его спасти.
По мнению Ольги Мазановой, было бы целесообразно даже объявить мораторий на любое новое строительство в исторической части города - до тех пор, пока не будут урегулированы все спорные моменты в законодательстве и не будут созданы институты общественного контроля над градостроительными планами властей.
К сожалению, никаких выводов эксперт ЮНЕСКО в Ярославле не озвучил, так как по правилам ИКОМОС, он не должен давать комментарии во время миссии. Но о масштабе предстоящей работы все же сказал.
- Ярославль - очень сложный объект охраны, потому что это живой город, - пояснил Тодор Крестив. - Если бы это был мертвый город, изолированный - тогда все было бы проще. А этот город развивается, здесь пересекаются разные интересы: властей, бизнеса, гражданских организаций. Д ля меня это очень тяжелая работа, потому что у меня была всего одна неделя, в течение которой я должен был все увидеть и понять. Разная информация, разные точки зрения - все это теперь надо осмыслить и объективизировать, сообразуясь с критериями ЮНЕСКО, потому что речь идет о всемирном наследии.
Выводы, которые сделает эксперт, будут обнародованы на 36-й сессии комитета всемирного наследия. Она пройдет с 25 июня по 5 июля нынешнего года в Санкт-Петербурге.