24.02.2012 01:00
Экономика

Дальневосточные предприятия ОПК могут получить крупные госзаказы

Предприятия округа, обеспечивающие нужды армии и флота, могут рассчитывать на получение крупных заказов
Текст:  Инесса Доценко Ирина Дробышева
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (5713)
Читать на сайте RG.RU

Более 20 триллионов рублей направят в Российской Федерации до 2020 года на развитие ОПК. Это значит, что предприятия ДФО, имеющие военную специализацию, могут рассчитывать на долгосрочную поддержку со стороны государства.

Во время недавней рабочей поездки на Дальний Восток председателя правительства РФ Владимира Путина оборонная промышленность территории оказалась в центре внимания. От нее ждут технологических прорывов и инновационных подходов. О ситуации на предприятиях отрасли в регионе узнавали корреспонденты "РГ".

Доля меньше пяти процентов

Сегодня в ДФО работают 30 предприятий оборонно-промышленного комплекса, и только 14 из них имеют государственный оборонный заказ, их загрузка составляет в среднем 25-40 процентов. Большинство дислоцировано в Примор­ском и Хабаровском краях.

- Ежегодный прирост по оборонным заказам в округе составляет около 30, а по итогам 2011 года - 31 процент. Наша доля в российском оборонном госзаказе всего 4,8 процента, рассчитываем, что она возрастет. Предприятиям тяжело: кредиторская задолженность - 60 миллиардов рублей, дебиторская - 36 миллиардов рублей. Это связано не только с оборонными, но и с гражданскими заказами, - доложил главе правительства полпред президента РФ в ДФО Виктор Ишаев. При этом он отметил, что появилась надежда на улучшение ситуации.

В 2011 году 25-й Центральный автомобильный ремонтный завод в Приморье остался без госзаказа и был вынужден сократить 40 процентов персонала

С 2011 года введен и проходит апробацию институт голов­ных исполнителей государственного оборонного заказа (ГОЗ) по отдельным номенклатурам вооружений. Именно с ними заключает контракты министерство обороны, а они уже привлекают к его выполнению контрагентов. Предусмотрено авансирование в размере до 80 процентов от объема ГОЗ, что позволяет предприятиям планировать свою деятельность и социально-экономическое развитие на три года вперед (раньше - на год).

- Авансирования заказов нигде в мире нет, и в советское время не было.  Знаю, как сам начинал работать в этой отрасли. Мы брали кредиты, предъявляли продукцию заказчику и только тогда получали средства, - отметил Виктор Ишаев.

Перспективы приморской оборонки

Однако внедрение новых правил проходило болезненно из-за неурегулированности вопросов ценообразования за выполненные работы.

По итогам прошлого года доля предприятий ОПК в общем объеме промышленного производства Приморья составила 12,2 процента. Объем выполненных работ вырос на 30 процентов к 2010 году. В 2011-м здесь трудилось почти 16 процентов занятых в промышленности края кадров.

- Развитие ОПК Приморья определяется Государственной программой вооружений до 2020 года и необходимостью диверсификации производства. Сегодня российская армия эксплуатирует корабли, подводные лодки, авиационную технику, системы вооружения сухопутных войск третьего поколения. Наряду с этим запущены в серийное производство и начинают поступать в войска образцы вооружений четвертого, идут государственные испытания отдельных видов систем пятого поколения. Поэтому наши предприятия должны одновременно проводить модернизацию техники третьего поколения и заниматься обслуживанием и ремонтом образцов вооружения четвертого, а в среднесрочной перспективе - пятого поколения, - сообщил директор департамента промышленности и транспорта Приморского края Игорь Хрущев.

Головные исполнители в крае - дальневосточный завод "Звезда", арсеньевская авиакомпания "Прогресс", предприятие "Дальприбор" и ряд номерных заводов. В 2011 году министерство обороны заключило контракты с ними лишь в апреле-мае, а они контрагентские контракты - соответственно в июне-июле.

- Из-за этого авансирование работ сдвинулось на июль-август, хотя срок окончания любого контракта - не позднее 25 ноября, так что на годовой объем работ было отпущено не более пяти месяцев, - пояснил Игорь Хрущев.

Дополнительные соглашения с минобороны на 2012 год в рамках трехлетних контрактов по некоторым номенклатурам уже подписаны, началась работа голов­ных исполнителей с контрагентами. В Приморье надеются к середине марта подписать необходимые контракты, хотя не все разногласия по ценообразованию между головными исполнителями и минобороны разрешены. И, возможно, планы на будущий год сверстают не позднее декабря. Тогда можно будет обеспечить ритмичную работу.

Правда, есть опасения, что по некоторым направлениям объемы ГОЗ еще уменьшатся: в 2011-м для девяти предприятий края они были существенно ниже, чем в предыдущем году. Так, 25-й Центральный автомобильный ремонтный завод вообще остался без госзаказа, и в результате вынужден был сократить 40 процентов персонала.

В этих условиях снизить зависимость предприятий от колебаний объемов ГОЗ и уменьшить социальную напряженность позволяет выпуск гражданской продукции. Сегодня ее доля в общем объеме товаров и услуг приморской оборонки составляет от 20 до 50 процентов.

 "Прогресс", знаменитый боевыми вертолетами "Черная акула" и "Аллигатор", осваивает производство легкого многоцелевого вертолета Ми-34С1 и гражданского транспортного Ка-62. В 2013-2014 годах планируют запустить их в серийное производство.

"Звезда" в Большом Камне помимо ремонта и модернизации подводных лодок разворачивает корабле­строительную программу. Завершается строительство двух судов экологического обеспечения, в декабре2011-го здесь совместно с Находкинским СРЗ для "Роснефтефлота" заложен головной танкер ледового класса дедвейтом 3100 тонн.

Стоимость госзаказов для судостроительных заводов не пересматривалась с начала выполнения работ

"Восточная верфь" работает по ГОЗу и зарубежным контрактам, а также участвует в строительстве трех скоростных пассажирских судов катамаранного типа для пассажирских перевозок во время саммита АТЭС 2012 года.

Предприятия морского приборостроения - "Дальприбор" и "Изумруд" - начали серийный выпуск светодиодных светильников, энергосберегающих ламп, электросчетчиков и электрощитов, в ближайшей перспективе - ветровые электрогенераторы и солнечные батареи. На "Аскольде" налажен выпуск запорной арматуры в большом ассортименте, в том числе для неф­тяной и газовой промышленности, радиаторов отопления. Идет монтаж деревообрабатывающего оборудования для производства мебельной доски.

Хабаровские приоритеты

Последние двадцать лет предприятия оборонного комплекса Хабаровского края всеми силами пытаются развить технологии и сохранить квалифицированные кадры. Всего таких предприятий девять, пять из них - стратегические. Приоритетные направления - авиа- и судостроение.

Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО) по праву можно назвать лидером отечественного авиастроения. Государственная программа вооружения до 2015 года преду­сматривает закупку у КнААПО для ВВС России новых типов боевых самолетов, в том числе многоцелевого истребителя Су-35. Это самая современная модель, предназначенная для фронтовой авиации. С 2010 года проходят испытания три летных образца самолетов пятого поколения Т-50.

Судостроение представлено в первую очередь амурским и хабаровским заводами. На первом строят многоцелевой сторожевой корабль проекта 20380 "Корвет". 17 февраля заложено второе судно этой серии. Кроме того, ведется ремонт дизельной подводной лодки.

- Стоимость госзаказов для судостроительных заводов не пересматривалась с начала выполнения работ. При этом за последнее время выросли в цене ряд комплектующих и другие затраты, - отмечает губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.

Надо сказать, что доля госзаказа в общих объемах производства предприятий ОПК края увеличилась с 2008-го в 2,2 раза, составив в прошлом году 56 процентов, но для обеспечения загруженности предприятий этого недостаточно.

- Из-за географического положения большинство дальневосточных предприятий не может на равных условиях конкурировать с участниками торгов из других регионов России, - говорит заместитель министра промышленности и транспорта региона Сергей Ивашкин. - К сожалению, это еще раз подтверждает несовершенство пресловутого ФЗ-94.

Так, предприятие "Восход" в поселке Эльбан не имеет гособоронзаказа на снаряжение и утилизацию боеприпасов всех типов. Между тем мощности завода позволяют утилизировать до 60 тысяч тонн изделий в год.

Чтобы сохранить и развить производство, формируются производственные программы за счет выпуска гражданской продукции. Например, тот же "Восход" полностью перешел на выпуск промышленных взрывчатых веществ, увеличив за последние четыре года их производство в 2,5 раза.

Хабаровский судостроительный завод строит два буксира для нефтяной компании, а в этом году приступит к созданию еще двух буксирных судов. По инициативе правительства края здесь начато строительство скоростного пассажирского судна на 100 мест. На очереди - еще два, на воздушной подушке, вместимостью 30 и 50 человек. Они заменят устаревшие "метеоры".

КнААПО выпускает составные части гражданских региональных самолетов "Сухой Суперджет 100" для компании "Сухой". Первые пять авиалайнеров покупатели уже получили в 2011 году.

В условиях ограниченного гособоронзаказа предприятия заключают экспортные контракты. В 2011 году по договорам с "Рособоронэкспортом" выполнялись восемь таких заказов. Например, Амурский завод "Вымпел" (самое современное предприятие в России по выпуску боевых патронов к стрелковому оружию), производственные мощности которого в последние годы загружены едва ли больше десять процентов, освоил выпуск спортивно-охотничьих патронов по договорам с американскими коммерсантами.

Экономика Приморский край Хабаровский край Дальний Восток