24.02.2012 00:48
Экономика

Эксперты: На Ямале резко упала нефтедобыча

Нефтеносный регион нуждается в государственной поддержке геологоразведки
Текст:  Анатолий Меньшиков (УрФО)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5713)
Читать на сайте RG.RU

Нефтедобыча в Западной Сибири в целом по-прежнему идет на убыль, хотя по регионам ситуация разная. На юге Тюменской области третий год подряд наблюдается завидный рост. В Югре сокращение, но несущественное. Зато на Ямале зафиксирован ощутимый спад. А ведь здесь разведанные запасы велики. За два года, по данным окружного департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса, они приросли более чем на 100 миллионов тонн. Однако темпы освоения новых месторождений оставляют желать лучшего. 

Ждут послаблений

Правительство ЯНАО устало выслушивать оправдания промысловых компаний и ищет рычаги воздействия на них. Первый заместитель губернатора автономного округа Владимир Владимиров приводит цифры потенциального ущерба от переноса сроков ввода в эксплуатацию ряда месторождений: за 6-7 ближайших лет на территории округа может быть извлечено на 150 миллионов тонн меньше, чем намечалось ранее, и тогда только окружной бюджет недосчитается около 15 миллиардов рублей.

Между тем возникает болезненный вопрос: удастся ли строящийся трубопровод Самотлор - Пурпе - Заполярье заполнить в обозначенные сроки? К концу десятилетия, согласно стратегии развития ЯНАО, в магистральную трубу должно поступать до 45 миллионов тонн сырья в год, что практически вдвое превышает прошлогодний объем добычи. Компании ссылаются, как правило, на высокую себестоимость работ в суровых условиях приполярных широт и "парализующий" уровень фискальных платежей, надеясь на налоговые послабления.

- Без них сложно набрать достаточный объем инвестиций для быстрого освоения новых участков недр. А при ухудшении ценовой конъюнктуры на мировом рынке сделать это будет практически невозможно, - говорит кандидат экономических наук Михаил Старостянко. 

О необходимости введения гибких налогов заявлял и министр энергетики Сергей Шматко. По его словам, при сложившейся системе налогообложения до 90 процентов запасов новых месторождений и около 30 старых нерентабельны для разработки. С недавнего времени определенные льготы вводятся, и они, по мнению экспертов, позволят нефтяникам Ямала в текущем году как минимум избежать дальнейшего спада.

На порядок дешевле

Большинство эксплуатируемых залежей Югры близки к истощению. Мощных месторождений, вроде Нижнеобского, в резерве почти не осталось. А в тех, что предстоит вскрывать, - как правило, трудноизвлекаемая, так называемая тяжелая нефть. Факты вроде бы бесспорные. Постепенное снижение добычи даже заложено в среднесрочную стратегию развития ведущей отрасли региона.

- Однако ресурсная база Ханты-Мансийского автономного округа исследована лишь наполовину. Поэтому экономить на геологоразведке в ведущем нефтедобывающем регионе страны неразумно. Тем более что у нас подготовка к добыче нефти обходится сравнительно дешево - примерно в 5-6 долларов за тонну. А вот на Ямале - в десять раз дороже, - приводит свои аргументы исполняющий обязанности директора окружного департамента по недропользованию Станислав Кузьменков.  

Казна автономии направляет в нефтяную геологоразведку полмиллиарда рублей ежегодно, хотя регламенты бюджетной политики не предусматривают финансирование этого направления субъектом РФ. Бремя трат на поисковые работы давно несут компании, базирующиеся на территории региона. Но инвестиций недостаточно, если исходить из посыла: добыча не должна опережать прирост запасов. Идет же противоположный процесс. Со слов Кузьменкова, правительство Югры стремится предоставлять недропользователям отдельные налоговые льготы для создания стимулов ведения разведочной деятельности.  

В разведку никто не ходит

В советское время на каждую тонну извлеченного сырья приходилось две свежеразведанные, напоминает членкор РАН, доктор геолого-минералогических наук Аркадий Курчиков. В первой долгосрочной энергетической концепции РФ были заложены ориентировочные цифры, которые, по всей видимости, верстались, исходя в том числе и из роста объемов разведочного бурения в Западной Сибири в начале 2000-х. Однако после 2005-го показатели пошли вниз с пугающей скоростью. Бюджетные вливания, как и предусматривалось, резко сократились. Только вот и нефтяники пошли "рациональным путем", предпочитая вкладывать капиталы в интенсификацию промысла, а не в дальнюю перспективу.

Между тем разница между первоначальными прогнозными цифрами добычи и реальными достигла уже десятков миллионов тонн. Курчиков и многие его коллеги считают, что и ныне актуален вопрос о централизации отчислений на разведку по жестко прописанным государством правилам и возврате к так называемому "второму ключу" - то есть передаче субъекту Федерации прав на разведку и управление частью недр с соответствующими финансовыми полномочиями. Недавно почетный профессор Тюменского нефтегазового университета, президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль заметил, что в текущем году США инвестируют в поиск и добычу нефти на территории своей страны вдвое больше, чем РФ.

Искали и нашли

Разработка молодой и "капризной" малой нефтяной провинции на юге Тюменской области, известная под названием "Уватский проект", не вписывается в общую для Западной Сибири негативную тенденцию. В последние годы темпы добычи здесь росли кратно. В 2001-м, когда нефтяники приступали к освоению недр Уватского района, они знали об 11 месторождениях. Сегодня их число приближается к 40 - открытия следуют одно за другим. Запасы углеводородов, поставленные на государственный баланс, скоро достигнут 1,5 миллиарда тонн. Из них добыто - на начало февраля - 25 миллионов. Одна из крупнейших вертикально интегрированных компаний, взявшаяся за реализацию проекта, направляет в него каждый третий рубль, заложенный в корпоративной смете по разделу "геологоразведка". В течение 2012-2014 годов планирует вложить в нее около 9,5 миллиарда рублей. Сумма, по меркам Западной Сибири, весьма солидная.    

Аркадий Курчиков обращает внимание на то, что в поисках и добыче углеводородов ошибочно полагаться только на классические схемы структур залежей. В свое время тот же Уватский район считался малоперспективным как по объемам запасов, так и по их извлечению в силу крайне сложной геологии. Продвинуться далеко вперед помогла, по мнению гендиректора Западно-Сибирского НИИ геологии и геофизики Игоря Шпурова, совместная территориальная программа министерства природных ресурсов и правительства региона по изучению недр. Подтвердилось, что на юге региона месторождения небольшие, зато их много. Их открытию способствовали применение нестандартных методик и глубокий анализ собранных данных.

В свою очередь, нефтяная компания решилась на масштабные вложения в разведку и форсирование добычи благодаря соглашению о сотрудничестве с правительством Тюменской области. Документ отнюдь не формальный, в числе прочего он предусматривает 4-процентную льготу по налогу на прибыль. Власти убеждены в том, что и жители, и казна выиграли в результате ощутимого ускорения темпов работ, вовлечения в них десятков местных подрядных организаций и нефтегазосервисных предприятий. По оценкам экономистов, каждый "льготный" рубль принесет в бюджет три. 

Нефть и газ Тюменская область ХМАО ЯНАО Урал и Западная Сибирь