Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников предлагает полностью запретить рекламу лекарств. Он сообщил, что лично готовит такой законопроект.
"Я как гражданин считаю кощунственным предлагать людям лечиться по рекламе", - подчеркнул он. Депутата поддерживают многие медики, но с существенными оговорками. С одной стороны, самолечение недопустимо, если речь идет о серьезных заболеваниях, поскольку может нанести серьезный вред здоровью. В нашей же стране самолечение процветает. Этому во многом способствует порочная практика, когда отнюдь не безобидные, имеющие массу противопоказаний препараты (за исключением разве что наркотических и психотропных) можно спокойно купить в аптеке без рецепта. С другой стороны, плохая работа поликлиник, когда на прием к врачу трудно записаться, когда нужно отстоять многочасовую очередь, тоже подталкивает людей к тому, чтобы справляться со своими проблемами самостоятельно. Им проще прийти в аптеку, посоветоваться с провизором (а это все же не врач!) и купить лекарство самостоятельно.
Но самолечение - не единственная причина, из-за которой Калашников предлагает "свернуть" рекламу лекарств. По его мнению, в рекламе фармпрепаратов есть глубокое противоречие: с одной стороны, "таблетка лечит навсегда и от всего".
С другой стороны, реклама тут же указывает, что есть противопоказания.
Вот тут с депутатом можно поспорить. Нет в природе лекарств, не имеющих противопоказаний. Обращать внимание покупателей на этот факт - прямая обязанность производителей и продавцов лекарств, этого требует закон о рекламе. Что касается утверждения "лечит от всего" - это, скорее, относится к недобросовестной рекламе БАД. Производители лекарственных средств в абсолютном большинстве случаев рекламируют свою продукцию корректно, в полном соответствии с законом о рекламе.
"Если говорить о рекламе лекарств, в России действуют положения, соответствующие законодательству развитых стран, - пояснил "РГ" глава Союза профессиональных фарморганизаций Геннадий Ширшов. - Реклама рецептурных препаратов допускается только в специализированных (медицинских) изданиях, а также на медицинских симпозиумах, конгрессах, конференциях. Иначе каким образом врачи смогут узнать о появлении новых препаратов? В "обычной" прессе, по телевидению идет реклама безрецептурных препаратов, то есть давно присутствующих на рынке, хорошо себя зарекомендовавших, проверенных. Реклама безрецептурных лекарств разрешена законом".
Это, кстати, подтверждают и в минздравсоцразвития. "РГ" сообщили, что в министерстве тоже готовятся предложения по ограничению рекламы, но это касается в первую очередь не лекарств, а биологически активных добавок (БАД) - именно потому что БАД, по определению не являющиеся лекарствами, в рекламе зачастую преподносятся как панацея "от всего". "Что касается введения запрета на безрецептурные препараты - это, конечно, можно обсуждать, но международная практика такова, что практически во всех странах такие лекарства рекламируются свободно", - отметили в министерстве.
"Есть еще одно обстоятельство. Россия серьезно отличается от других развитых стран структурой лекарственного обеспечения, - отмечает Геннадий Ширшов. - В Европе, США, других развитых странах лекарства повсеместно включены в системы медицинского страхования. Пациенты защищены - придя к врачу, они всегда получат качественное и доступное по цене лекарство. Поэтому доля безрецептурных медикаментов на зарубежных рынках незначительна
- от 10 до 15%. В России же доля госзакупок лекарств составляет всего около 22,5% от общего объема рынка. Бесплатно по льготной программе лекарственного обеспечения препараты получает не более 5 миллионов человек. При этом доля безрецептурных лекарств на рынке России по разным нозологиям составляет от 35% до 50%. Нам нужно думать о внедрении лекарственного обеспечения на принципах страхования, улучшать работу первичного звена здравоохранения. Тогда пациентам самим будет выгоднее получать лекарство через врача, по рецепту, а не покупать его самостоятельно. Если это будет сделано, то и нужда в рекламе лекарственных препаратов отпадет сама собой".