27.02.2012 00:45
Общество

Валерий Выжутович: Реконструкцию "Динамо" сопровождает ожидаемый плач

Текст:  Валерий Выжутович (политический обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №41 (5714)
Читать на сайте RG.RU

Началась реконструкция стадиона "Динамо". Часть фасада уже снесена. Северная и Южная трибуны - в строительных лесах. Идет демонтаж знаменитых барельефных плит советского скульптура Сергея Меркурова. Их снимают с 20-метровой высоты и отправляют на реставрацию. Все это в рамках масштабного проекта. Он предполагает полное обновление стадиона, увеличение его высоты в три раза, строительство на краю Петровского парка многофункционального комплекса с Дворцом спорта, гостиницей, офисами, бассейнами, боулингом, дорожками для прогулок. Вместимость стадиона составит 45 тысяч зрителей. Арену откроют в 2016 году, а в 2018-м она будет готова принять чемпионат мира по футболу.

Реконструкция "Динамо" вызывает жаркие споры. Активисты общественного движения "Архнадзор" утверждают, что "снос памятника архитектуры стал возможен благодаря беспрецедентной манипуляции с его охранным статусом: здание объявлено "достопримечательным местом", а три четверти памятника приговорены к полному уничтожению". Представители застройщика в свою очередь заверяют, что исторический облик "Динамо" не пострадает: снесенная часть фасада будет полностью восстановлена в первозданном виде, легендарные барельефы вернутся на свое место в целости и сохранности. "Некоторые сравнивают эти барельефы, олицетворяющие триумф социализма в СССР, с фризами античного Парфенона, - говорит генеральный директор реставрационно-строительной компании "Аттика" Сергей Морозов. - Только не хотелось бы, чтобы их постигла участь многих произведений древнегреческого искусства. Даже визуально заметно, что некоторые барельефы, что называется, "пошли". Например, на одной конной фигуре видно расслоение".

История повторяется. Такой же накал страстей сопутствовал сносу гостиницы "Москва". И точно так же столичные власти объясняли растревоженной общественности, почему "Москву" следует реконструировать. Аргументы звучали схожие. Трехзвездочная гостиница с видом на Кремль - это неприлично, тут место суперклассному, дорогому отелю. К тому же "Москва" находится в аварийном состоянии и практически законсервирована. Жить в ней нельзя: балконы и лепнина висят кусками весом в несколько сот килограммов, того гляди рухнут.

Противники сноса обороняли "Москву" как могли. А сторонники говорили, что это оборона побитой временем, вконец одряхлевшей третьеразрядной ночлежки, недостойной центра столицы, а более всего - оборона столь же истрепанных легенд, мифов, исторических анекдотов, связанных с этим строением и дорогих чьему-то сердцу. И что это вообще дело вкуса: кому-то сталинский модерн ласкает взор, а кого-то от него с души воротит. И стремясь усилить свою позицию, цитировали фрагмент из записной книжки Ильи Ильфа, побывав на открытии гостиницы, писатель зафиксировал такое впечатление: "Двенадцать четырехугольных колонн встречают вас в вестибюле. Коридор убегает вдаль. Мебели так много, что можно растеряться. Муза водила на этот раз рукой круглого идиота". В итоге Градостроительный совет при столичном правительстве принял решение: "Москву" порушить, а на ее месте, воспроизведя внешний архитектурный облик снесенного здания, соорудить современный отель на 350 мест. Оставшуюся площадь отдать под офисы и торговые площадки. На прилегающей территории построить паркинг.

И вот на днях новая "Москва" предстала взору: состоялось открытие ее торговой галереи. Сверкающий стеклом и никелем хайтек...Витрины роскошных бутиков... "Ну, наверное, это отвечает поставленной задаче - создать все условия для торговли, - прокомментировал увиденное первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Михаил Посохин. - Если вы спросите, как бы я сделал интерьеры, то, наверное, я сделал бы по-другому. Но здесь есть определенный стиль, это важно".

Считается, что внешними своими чертами гламурная "Москва" точь-в-точь, как и обещано, воссоздает уничтоженное архитектурное творение Щусева. Но по многим признакам, и прежде всего по интерьеру, это типичный новодел. Такой же, как храм Христа Спасителя. Или как Манеж, изнутри выгоревший дотла и восставший из огня уже иным, чем был когда-то.

Уготована ли такая же участь стадиону "Динамо"? Не знаю. Возможно, каких-то жертв реконструкция все же потребует, и что-нибудь приметное в этом памятнике архитектуры будет невосполнимо утрачено. Но так происходит повсюду, где на месте обветшалых исторических зданий воздвигаются современные, и это неизбежная плата за модернизацию. Представляете, какой стон стоял в Лондоне, когда там приступили к сносу стадиона "Уэмбли": символ британского футбола, памятник нашим спортивным победам! Но "Уэмбли" бестрепетно порушили. Чтобы на его месте возвести невиданную по оснащению арену, построить трибуны на 90 тысяч мест с раздвижной крышей над ними.

Что реконструкция стадиона "Динамо" станет сопровождаться плачем сентиментальных любителей советской "старины", было ясно заранее. Но Россия тут вовсе не исключение. Ностальгические порывы подобного происхождения свойственны жителям всех стран. Всюду и всегда хватает людей, не желающих примириться с уходом в небытие отслуживших свой век сооружений, овеянных местными легендами, ставших символами эпохи, предметами культа. Но всюду и всегда власти считаются с "охранительными" настроениями ровно до той поры, пока эти настроения не препятствуют ходу прогресса и не мешают делать то, что должно, сообразуясь с новыми потребностями.

История Чемпионат мира Москва Столица