Азербайджан планирует строительство двух современных морских буровых платформ для будущих геолого-разведочных работ на Каспии. Партнерами по клубу пользователей могут стать британская BP и французская Total, активно задействованные на поиске и разработке углеводородного сырья в этом регионе. Очень важно, что строительство платформ предполагается полностью осуществить в Баку, чего раньше никогда не было.
Верфи в Баку были и в советское время, но занимались они больше ремонтом плавсредств, нежели их строительством. Настоящим прорывом стало возведение недалеко от столицы завода глубоководных оснований (БГЗО), что позволило перейти к освоению нефтегазовых месторождений уже на более глубоких участках Каспийского шельфа. Однако к моменту нового нефтяного бума в Азербайджане, в начале 90-х, старая технология строительства платформ оказалась невостребованной. Да к тому же на БГЗО можно было соорудить только "ножку" платформы, верхние строения традиционно изготавливались в Астрахани и доставлялись на морские месторождения Азербайджана для блочной сборки.
Сегодня Азербайджан может похвастаться сразу несколькими современными предприятиями, которые предлагают услуги по строительству платформ, сооружений, металлоконструкций и прочей морской инфраструктуры. Хотя заказчики из других каспийских стран пока не очень активно пользуются возможностями азербайджанских судостроителей и ремонтников, все же они оказались вовлечены в создание морской инфраструктуры для разработки месторождения "Кашаган" в Казахстане. Но в Азербайджане надеются, что с разворачиванием масштабов морской разведки и добычи углеводородов в национальных секторах Казахстана и Туркменистана их интерес к услугам бакинских верфей значительно возрастет.
На заводе глубоководных оснований действует несколько производственных площадок, имеющих разные назначения. Одна из них предназначена для полного сбора верхних строений в виде интегрированного многопалубного сооружения, которое полностью собирается на берегу и в таком виде отправляется в море. Здесь готовый верх платформы "насаживается" на основание - именно такая технология применялась для строительства всех платформ на блоке "Азери-Чираг-Гюнешли".
В предместье Баку - Биби-Эйбате расположены два современных предприятия по изготовлению морских платформ - плавучих и стационарных. Причем оба уже не раз демонстрировали свои возможности. На верфи азербайджано-турецко-британского альянса АТА (Amec-Tekfen-Azfen) уже построены верхние строения для газокомпрессорных платформ, которые установлены на блоке АЧГ. В настоящее время идет монтаж еще одной интегрированной верхней палубы, которая в будущем году будет инсталлирована на основании новой платформы на западном крыле месторождения "Чираг".
Соседнее предприятие CSC принадлежит SOCAR и сингапурской KEPPEL Fels. Именно здесь строились и модернизировались все современные плавучие буровые, которые работают не только в Азербайджане, но и в других каспийских странах - "Деде Горгуд", "Истиглал", "Гейдар Алиев", "Гуртулуш". Российская "Астра" пару лет назад также ремонтировалась и модернизировалась на этой верфи.
В прошлом году заложен фундамент еще одного судостроительного предприятия, которое возводит SOCAR совместно с сингапурской KEPPEL. В консорциум входит и Азербайджанская инвестиционная компания. Перед новым заводом поставлены масштабные задачи - полностью обновить весьма солидный нефтегазовый флот Азербайджана, построить суда поддержки морских операций последних поколений. На новом заводе будут строиться крупнотоннажные современные танкеры-шестидесятитысячники. Они станут основой будущего танкерного флота и предназначены для перевозки через Каспий значительных объемов казахстанской нефти.