28.02.2012 16:51
Экономика

Александр Белецкий: У Корпорации Развития хорошая репутация в Европе

Корпорация "Урал промышленный - Урал Полярный" реализует крупные инфраструктурные проекты без привлечения бюджетных денег
Текст:  Сергей Степанченко (УрФО)
Читать на сайте RG.RU

ОАО "Корпорация "Урал промышленный - Урал Полярный" впервые получила прибыль: по итогам 2011 года она составила 188 миллионов рублей. В 2012-м планируют заработать уже миллиард. Об итогах года, меняющейся стратегии корпорации и предстоящем ребрендинге рассказывает ее генеральный директор Александр Белецкий.

Российская газета: Александр Самвелович, сказать по правде, не верилось, что управляющая компания такого гигантского затратного проекта, как "Урал промышленный - Урал Полярный", сможет так быстро стать экономически эффективным предприятием. Тем более что еще в позапрошлом году весь оборот корпорации составил 140 миллионов. За счет чего это удалось?

Александр Белецкий: Прибыль получена за счет дочерних предприятий - таких, например, как Строительная компания, Энергетическая компания, компания "Квант", крупнейший подрядчик "Ростелекома", которая занимается прокладкой оптоволоконных линий в УрФО. Действительно, с 2006 года, когда была учреждена корпорация, и до 2009-го она ничем, кроме оформления проектной документации, фактически не занималась. В это время были образованы дочерние предприятия - их свыше 10. Они все эти годы устойчиво генерировали убытки - ситуация была, прямо скажем, не самая легкая. В 2010 году мы выделили несколько самостоятельных блоков, которые должны заниматься инфраструктурными проектами в транспортном, горнорудном и энергетическом направлениях. Сейчас подход такой: все дочерние фирмы, которые прибыль приносить не будут, мы ликвидируем. Я изначально обещал акционерам, что корпорация будет сама зарабатывать деньги на свое содержание и выплачивать дивиденды.

РГ: Недавно вы заявили, что даже в строительство Северного широтного хода (СШХ) государственные средства привлекаться не будут. Неужели сегодня реально построить железную дорогу на деньги частных инвесторов?

Белецкий: Действительно, никаких бюджетных средств при строительстве СШХ использовано не будет. Государственные деньги - а это несколько миллиардов рублей - были истрачены в предыдущие годы на проектирование двух магистралей: Полуночное - Обская и Салехард - Надым. В 2010 году наши простые экономические расчеты показали, что сегодня грузовой базы на первом направлении практически нет: 5 миллионов тонн явно недостаточно для загрузки магистрали. Поэтому мы сосредоточились на широтном пути, учитывая принятое в 2010 году решение о строительстве на Ямале первого завода по производству сжиженного природного газа и единственного в федеральном округе порта Сабетта. Транспортные издержки, которые несут сегодня предприятия УрФО, значительны, потому что альтернативы железнодорожному транспорту здесь нет. Строительство порта предполагает освоение Северного морского пути, к которому необходимо обеспечить доступ. Частично дорога была проложена - не хватает лишь 100 километров широтного хода Салехард - Надым. Именно она и стала основным объектом транспортной инфраструктуры, который мы сейчас строим.

Финансирование строительства магистралей должно было идти из федерального бюджета. В деньгах никто не отказывал: можно было ждать, когда наполнится инвестфонд. Но мы полностью переработали модель, снизили стоимость проектной документации практически в два раза. Это позволило привлечь инвестиции еще и на строительство моста через Обь, стоимость которого тоже уменьшилась с 53 до 30 миллиардов рублей. В 2011-м приступили к строительству широтного пути и моста через реку Надым.

Основной структурой, которая будет строить, а потом управлять проектом, станет Ямальская железнодорожная компания (ЯЖК). Сейчас планируется увеличить ее уставный капитал, чтобы проще было привлекать банковские средства. В соответствии с соглашением с ОАО "РЖД" в него будет внесен участок недостроенной железной дороги Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево, которую мы планируем закончить. Есть еще недостроенный участок Надым - Пангоды, принадлежащий Газпрому, который, я думаю, также станет акционером ЯЖК, внеся в уставный капитал этот участок и деньги на его завершение.

РГ: То есть меридиональная магистраль, с которой, собственно, и начинался мега-проект, пока строиться не будет?

Белецкий: Если просчитать возвратность, окупаемость и прочие экономические показатели, то сегодня проект Полуночное - Обская необходимым требованиям не отвечает. Поэтому мы не сможем привлечь на его реализацию инвестиционные средства, а брать у государства деньги на проект, у которого пока не видно горизонтов, тоже не будем. Сначала должна быть грузовая база, а потом - дорога. Прогнозные запасы возить нельзя, поэтому никого вводить в заблуждение мы не будем.

РГ: Запасы действительно не подтверждаются?

Белецкий: Министерство природных ресурсов потратило около 8 миллиардов рублей на проверку прогнозных ресурсов. К сожалению, запасы не подтвердились полностью по медно-цинковым и другим рудам. Да и по подтвержденным работать с инвесторами сейчас сложно: повлиял кризис 2008-2009 годов. Многие лицензии пока не востребованы, одна вообще приостановлена. Пока я лично работой горнорудного блока корпорации не удовлетворен. Но думаю, мы все же придадим этим процессам динамику в 2012 году.

РГ: В чем суть договора корпорации с "Транснефтью"?

Белецкий: "Транснефть" перечисляет дополнительные налоговые отчисления (а она имеет право это делать) в регионы УрФО, где она работает. Около половины этих средств вкладывается в уставный капитал корпорации - за счет этого создается инфраструктура  для компании "Транснефть". Это большой плюс и для развития нефтяных компаний, и для территории. Регионам это обеспечит рост налогов (объем налоговых отчислений пропорционален длине трубы). В рамках сотрудничества с Транснефтью мы строим дома, ввели пожарное депо, высоковольтные линии электропередачи, которые позволяют работать перекачивающим станциям.

РГ: В 2011 году корпорация ввела ряд объектов энергетического блока. Насколько оправдывает себя это направление работы корпорации?

Белецкий: Когда нам передали станцию "Харп", вместе с ней достался и долг перед банком в размере 270 миллионов и оборудование, которое простояло восемь лет без эксплуатации. Сегодня станция работает в нормальном режиме. Порядка 350 миллионов евро будет потрачено в 2012-2013 годах на строительство станции "Полярная" мощностью 270 мегаватт. Мы планируем, что общий объем ввода мощностей к 2013 году достигнет 280 мегаватт, и стоимость энергетической компании к этому времени составит около полумиллиарда долларов.

В 2011 году акционером корпорации стала и Свердловская область, с которой мы подписали первые договоры на реконструкцию старых неэффективных котельных. Такую же работу ведем и в Челябинской области. Мы готовы привлечь любой объем инвестиций в эту сферу. Это позор, когда в XXI веке у нас работают угольные котельные - оттого и тарифы высокие. На Ямале киловатт-час электроэнергии стоит почти 15 рублей. Цель строительства наших энергообъектов - снизить тариф до 2-3 рублей. Кстати, в результате ввода станции "Харп" на Ямале мы в 2012 году уменьшили тариф почти на 20 процентов, в следующем году снизим еще на 20.

РГ: Недавно вы заявили о предстоящем ребрендинге корпорации. С чем это связано?

Белецкий: Фактически мы уже давно являемся корпорацией развития всего Уральского макрорегиона. Мы один из немногих в стране институтов, который имеет комплексный опыт согласования интересов различных субъектов Федерации и бизнеса, привлечения зарубежных и отечественных инвесторов, государственно-частного партнерства.

Мы не хотим останавливаться только на инфраструктуре: это тормозит развитие корпорации, в том числе и с точки зрения получения прибыли. Привлечение денег в инфраструктуру самое сложное, ведь окупаемость таких проектов - 15-20 лет и более. Поэтому мы хотим взяться за ряд проектов, которые имели бы сроки окупаемости 6-7 лет. У корпорации хорошая репутация в Европе. Все европейские банки, с которыми мы работали, заинтересованы в том, чтобы вложить деньги в российскую экономику: в Европе рост прекратился, и один из развивающихся рынков - Россия. А мы готовы выступить для них проводником, привлекать деньги под понятные проекты. Учитывая, что акционерами корпорации являются субъекты УрФО, мы всегда можем рассчитывать на поддержку губернаторов и понимать, какие проекты приоритетны для развития той или иной территории.

Например, один из проектов, который мы собираемся реализовать в Югре, - формирование лесопромышленного кластера, ориентированного на глубокую переработку древесины. Еще один возможный проект - антикризисное управление никелевой отраслью Урала в рамках предприятий Режникель и Уфалейникель.

В Тюменской области рассматриваем возможность строительства завода глубокой переработки яиц. Кстати, это уникальная технология, которая рассчитана на долгосрочную перспективу. У нас таких фабрик никто не строит, потому что нужны инвестиции, превышающие 100 миллионов долларов. Мы готовы привлечь такие средства.

Одним словом, мы уверены, что можем принести большую пользу регионам федерального округа и уже в этом году заработать прибыль порядка миллиарда рублей. Собственно, именно получение прибыли в интересах акционеров (в нашем случае это субъекты УрФО) - наша главная уставная задача.

Экономика Екатеринбург Урал и Западная Сибирь