В номере своей гостиницы перебираю новостные телеканалы. Оп! Вот то, что мне нужно.
Сирия. Дамаск. Показывают молодых людей с лицами, наполовину закрытыми платками. Что-то мастерят в комнате без окон. Видимо, бомбу или пояс шахида. Титр внизу: "Юные сирийцы готовятся дать бой тирану". Следующий кадр: ночь, впереди что-то дымно пылает, какие-то тени мечутся на фоне огня и копоти. Титр: "В столице разгораются уличные бои".
Боже! Я пропал. Меня завтра же выгонят из редакции к чертям собачьим. И правильно сделают. Дамаск в огне, молодежь вышла на баррикады, а я все прозевал. Таким нет места в рядах корреспондентов серьезной газеты.
Хватаю фотоаппарат и блокнот. Бегом вылетаю из отеля. Беру такси. Скорее! Туда, где решается судьба страны. Но что это? Молодежи на улицах действительно много, однако она вовсе не похожа на ту, из телевизора. Сплошное праздничное гулянье. Гудят автомобили. Девушки в кокетливых белых косынках стайками переходят из бутика в бутик. Парни раскачиваются в такт музыке, которая звучит из окон машин и открытых дверей ресторанчиков. Многоцветье восточного базара. Дразнящие ароматы кебаба и жареной кукурузы. Сочи в разгар летнего сезона и то не выглядит так ярко, как Дамаск в обычный февральский вечер.
|
Видео: Владимир Снегирев |
Вернувшись в отель, снова включаю телевизор. Теперь другой известный канал. Города Сирии в дыму и пламени. Референдум по конституции провалился. Солдаты - эти злобные псы Башара Асада - тысячами косят из пушек своих мирных граждан. Доведенный до отчаяния народ шлет проклятья в адрес президента и с надеждой ждет освободителей, неважно, кем они будут - "Аль-Каидой", турками, французами или эскимосами. Все равно! Нет больше сил терпеть людоеда.
Да, стоило приехать в Дамаск, чтобы еще раз убедиться в том, как просто ныне зомбировать людей.
Это неправда, что внешняя интервенция против Сирии еще не началась. Началась, и давно - в виде широкомасштабной информационной войны. В этой войне задействованы десятки крупнейших телеканалов, информагентств, газеты, журналы, а также ресурсы всемирной Сети. И ясно, что их усилия не проходят впустую. Когда я связываюсь по скайпу со своими друзьями и знакомыми за пределами Ближнего Востока, то они каждый раз удивляются: "Ты в Сирии? И все еще жив?"
Насмотревшись телевизора, обыватель теперь убежден в том, что сирийские города лежат в руинах, а головорезы Асада штыками добивают грудных младенцев.
Кстати, Интернет, скайп, Фейсбук, равно как и все мировые телеканалы и другие источники информации, вполне доступны любому сирийскому жителю. Это к вопросу о "людоедском режиме".
Схема, похоже, один к одному повторяет ту, что была применена в 2003 году, когда Штаты, готовясь к вторжению в Ирак, легко убедили мировое сообщество в наличии у С. Хусейна оружия массового поражения.
Если режим действительно диктаторский, как уверяют западные СМИ, то отчего бы ему не провести референдум по конституции в соответствии с принятыми в подобных случаях правилами? Например, включить административный ресурс, понагнать на участки для голосования военных и полицейских? Ничего этого в минувшее воскресенье не было - ни в Дамаске, ни в других городах. Нигде, ни одного стража порядка. Никаких автобусов с привезенными голосовать "как надо" гражданами. Все тихо и благочинно, будто происходил референдум не в проблемной стране, а в каком-нибудь Люксембурге.
Приходящему с документом, удостоверяющим личность, вручался бюллетень с двумя кружочками - зеленым и серым. Если ты ставил крестик в сером, значит, был против проекта конституции, а если в зеленом, значит - за. Многие даже в кабинки не заходили - решительно "крестили" зеленый круг и опускали бюллетень в урну.
Разумеется, я не упустил возможность расспросить отдавших свой долг жителей Дамаска: как они голосовали? Все в один голос выразили поддержку конституции, а значит, и своей власти.
Возможно, все эти люди - платные агенты президента Асада, но тогда с такой агентурной сетью его не победить.
Более того, все мои респонденты подтвердили, что их устраивает содержание Основного закона, и только один покритиковал ту статью конституции, которая позволяет стать президентом страны лишь представителю исламской религии. И, что удивительно, был этот критик мусульманином.
Все сказанное вовсе не означает, что здесь тишь да гладь. Власть решает сейчас, возможно, самую трудную задачу из тех, что выпадали на долю сирийцев за всю их многотысячелетнюю историю. Как провести начатые демократические реформы в условиях, когда внутренняя оппозиция взяла в руки оружие, а внешние враги только и ждут сигнала для прямого вторжения? С одной стороны, надо отстреливаться, с другой - продолжать либеральные преобразования. Промедлишь с реформами, значит, наплодишь новых врагов. Промахнешься, стреляя в боевика, значит, подставишь под пулю собственную голову.
Эпицентром боевых действий все еще остается третий по величине город страны - Хомс. Это крупный промышленный центр страны с миллионным населением, самым большим нефтеперерабатывающим заводом, предприятиями химической, текстильной и пищевой отраслей. Армия блокировала вооруженные группировки в районе Баб Амра, на окраине города.
Перед тем как отослать свои заметки в редакцию, я связался по телефону с жителем Хомса профессором-экологом, который учился в Москве и хорошо говорит по-русски. По его словам, уже много дней ситуация остается неизменной: на окраинах бои продолжаются, а все остальные районы живут относительно спокойно. Во всяком случае, заводы работают, дети ходят в школу, референдум по конституции состоялся и здесь. "Приезжайте сами. Я вас встречу на въезде в город и все покажу", - пригласил профессор. Сам он раз в неделю на машине спокойно передвигается из Хомса в Дамаск и обратно.
Другим очагом вооруженных столкновений остается город Идлиб, расположенный на севере страны близ границы с Турцией.
- Вам не кажется, что вы уступаете противнику на поле информационной войны? - спросил я вчера одного крупного военного политработника.
Генерал согласился, что в этом замечании есть немало справедливого. Но оговорился:
- Я не думаю, что Сирия эту войну проигрывает полностью. И потом имейте в виду: прежде мы не имели дел с такими массированными психологическими атаками. У нас нет подготовленных специалистов. Нет выделенных на эти цели средств. И слишком неравны силы. На нас круглосуточно вещают 80 телеканалов, и все они свободно могут приниматься в любом сирийском доме. Мы не ставили никаких цензурных запретов в Интернете. У нас побывали более тысячи иностранных корреспондентов. Вся беда в том, что часто они видят одно, а потом пишут или показывают совсем другое.
- Скажите, а вы пытались проанализировать мотивы тех людей, которые выступают против вас с оружием в руках?
- Большинство из числа самых опасных противников - это религиозные радикалы. Фанатики.
- Плохо дело. Судя по моему афганскому опыту, с такими договориться невозможно.
- Поэтому и война. Теперь я вас хочу спросить: вы видели сегодня массовый митинг в защиту президента и свободной Сирии?
- Видел. Впечатляющее зрелище. Но, помню, такие же массовые митинги проходили и в Триполи - в знак солидарности с главой ливийского государства. И что? Спустя месяц повстанцы при поддержке натовских и иных сил все равно взяли штурмом ливийскую столицу. Как говорится, против лома нет приема.
- У нас такого не будет. Другая страна. Другой народ. И очень важно, что с нами Россия. Если Путин не дрогнет, то они не осмелятся на то, чтобы начать против нас военную интервенцию.
Да, Россия - это сейчас главная надежда для сирийцев. Любой прохожий, таксист, лавочник, консьерж в отеле, регулировщик на дороге, признав во мне русского, обязательно хочет пожать руку и поблагодарить за поддержку. Случаются сцены просто трогательные. Когда после вчерашней ночной прогулки по городу в поисках "жареного" я возвращался в отель, таксист - обычный местный парень, явно не очень грамотный и далекий от политики - наотрез отказался брать с меня плату за проезд.
Еще один агент Башара Асада? Плотно же они меня окружили.
Совет министров иностранных дел 27 стран Евросоюза принял новое постановление по Сирии. Об этом сообщила официальный представитель организации Майя Косиянчич. ЕС намерен усилить давление на Дамаск, приняв новые санкции против Центробанка Сирии и заморозив активы некоторых членов кабинета министров. Кроме того, ЕС запретит авиаперевозки из Сирии и торговлю золотом и другими ценными металлами с сирийскими государственными учреждениями. Имена тех, на кого распространяются санкции, станут известны во вторник. Напомним, что ЕС уже принимал ряд санкций против Сирии, заморозив активы 38 организаций и 100 частных лиц, сокращая поставки оборудования для переработки нефти и газа.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что внешнее вмешательство в конфликт в Сирии не предотвратит гражданской войны в этой стране, а, возможно, ускорит ее начало. По словам главы внешнеполитического ведомства, и в самой Сирии и вне ее существует сильное неприятие внешнего вмешательства в конфликт. Клинтон также отметила сложность ситуации в регионе, где действуют "Аль-Каида" и ХАМАС. Эти организации, которые США считают террористическими, выражают поддержку силам сирийской оппозиции. Госсекретарь признала, что в то время, как в одних регионах Сирии ситуация остается крайне тяжелой, другие конфликтом не затронуты.