Вчера президент Дмитрий Медведев провел заседание президиума Госсовета, посвященное мерам государственной поддержки талантливой молодежи.
Таланты Чувашии главе государства показали в гимназии N 5 столицы республики, где активно внедряют новаторские педагогические решения. Например, в 5 - 7-х классах такие предметы, как русский язык, математика и история, девочкам и мальчикам преподают отдельно. "Мальчики и девочки мыслят по-разному", - объяснили президенту. К 8-му классу их развитие выравнивается, и обучение снова продолжается в смешанных классах.
"Хорошо это или плохо - без девчонок заниматься?" - спросил Медведев у сидевших в классе молодых людей. Те заверили, что общения с противоположным полом совсем не лишены. "Совсем разделять - это неправильно, - сказал президент. - А то вы бояться друг друга будете".
Таланты детей в гимназии раскрывают самыми разными способами. В школе есть даже собственное телевидение "ТВ5" и газета "Провода". Общими усилиями коллективы двух молодых СМИ взяли у главы государства короткое интервью.
- Кем вы в детстве мечтали стать и думали ли, что будете президентом? - спросили школьники.
- Не думал. Когда я был в том возрасте, что и вы, никаких президентов в стране не было, - напомнил Медведев. - Был "дедушка" генеральный секретарь.
А вообще до 5-го класса, признался Медведев, хотел стать учителем. В 7-м классе уже никем не хотел быть, а вот к 10-му классу пришло осознание, что Дмитрий Медведев станет юристом. Другим детским увлечением будущего российского лидера была фотография, которую он изучал, посещая в свое время соответствующий кружок во Дворце пионеров.
- Почему "Провода", кстати? - задался президент вопросом.
- Мы проводим информацию, - объяснили школьники свою логику.
К 9-му классу проблемы и вопросы чувашских гимназистов становятся все серьезнее. Каждый ученик гимназии N 5 составляет свою персональную образовательную программу на остальные годы средней школы с прицелом на дальнейшее высшее образование.
Выбирая будущую профессию, школьники задаются простым вопросом - кто будет востребован в стране через 10 лет. Дмитрий Медведев хотел бы, чтобы прежде всего появлялось больше квалифицированных инженеров, так необходимых для решения задач модернизации экономики. Хотя и от экономистов и юристов страна не отказывается. "Я вот выучился и работу неплохую нашел", - улыбнулся глава государства.
Другая проблема детей - это несовпадение их интересов с пожеланиями родителей. Президент здесь однозначно встал на сторону молодого поколения: "В случае несовпадения мнения родителей и ребенка приоритет должен отдаваться ребенку".
- Сами выбирайте себе все, - порекомендовал Медведев, попросив все же прислушиваться и к мнению родителей.
Государство же готово всерьез заняться поиском юных дарований и их дальнейшей поддержкой. Для этого была разработана концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, которая и легла вчера на стол президиума Госсовета. "Важно, чтобы у всех детей, независимо от того, где они живут, была возможность развивать свои способности", - заявил Дмитрий Медведев.
- Задача государства заключается в том, чтобы создать все возможности, все условия для такой самореализации настолько, насколько это возможно на той или иной территории. Тем самым мы должны обеспечить приток в нашу экономику, науку и культуру высокоинтеллектуальной силы, столь необходимой для динамичного развития нашей страны, чтобы она была одним из лидеров в глобальной конкуренции, - подчеркнул президент.
В разрабатываемой госпрограмме "Развитие образования на 2013-2020 годы" будет специальный раздел по работе с одаренными детьми. Кроме того, планируется создать национальный координационный совет по поддержке молодых талантов. "Хотел бы, чтобы в него вошли выдающиеся представители науки, культуры, искусства, успешные политики, а также представители бизнеса", - высказал глава государства свое пожелание.
На доработку концепции Дмитрий Медведев дал еще две недели, а до конца мая правительство должно будет определиться с комплексом мер по ее реализации и учесть в бюджетном процессе. "Чтобы не превратить просто в бумагу, а иметь системную бюджетную поддержку", - поручил президент.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко, правда, попросил на доработку концепции месяц, объяснив это необходимостью того, чтобы все заинтересованные лица увидели ее до подписания. Глава государства сначала хотел настоять на своем, но потом согласился.
План мероприятий глава минобрнауки готов выработать уже к началу апреля. При этом он предложил подумать над организацией грантовой поддержки педагогов, успешно работающих с одаренными детьми, и выдавать их на один год на сумму, начиная с 50 тысяч рублей, но не более 100-150.
В регионах работать с одаренными детьми были бы вдвойне рады, если бы потом эти таланты не уезжали в другие города, прежде всего в столицу. "Москва всегда будет самым богатым регионом, но и из Москвы уезжают в другие места, например в Кремниевую долину. Этого бояться не надо", - подчеркнул Медведев.
- Если уезжают, создайте условия, чтобы не уезжали, - посоветовал он властям регионов.
Одновременно государству надо подумать над тем, чтобы деньги, выделяемые на образование, тратились с умом, а люди, которые получают бесплатное образование, ценили это. В доверительные отношения здесь Медведев явно не верит, поэтому считает, что государство и студент-бюджетник должны оформлять договорные отношения и фиксировать ответственность сторон. "Молодой человек не крепостной, он не привязан, но должен понимать, что часть знаний должен отдать отечеству", - полагает президент.