Платная дорога уже в этом году может появиться в Северной Осетии - это участок между селами Старый Батакоюрт и Хурикау на трассе Моздок - Владикавказ. Сейчас проект обсуждается в соответствующих ведомствах, но пока чиновники в правительстве РСО-Алании не торопятся давать "зеленый свет" инициативе, предложенной группой предпринимателей.
В числе разработчиков - директор одной из дорожных фирм республики Виктор Будаев, который рассказал "РГ", что инициаторы проекта на средства частных инвесторов намерены практически заново проложить трассу, так как по существующей давно уже не решаются ездить водители.
- Дороги, по сути, там нет никакой. В 1991 году на этом участке были проведены изыскательские работы, собирались его асфальтировать, но затем все об этом забыли. С тех пор водители, чтобы добраться из Моздокского района во Владикавказ и обратно, вынуждены отправляться в объезд - по территории Ингушетии или Кабардино-Балкарии.
Первый вариант, по отзывам очевидцев, весьма небезопасен, а второй неудобен - настолько там изношено дорожное полотно. Обе альтернативные трассы гораздо длиннее прямого пути. Еще один важный аспект: несколько раз в неделю машина скорой помощи выезжает из Моздокского района в столицу республики. Пассажиры - тяжелобольные пациенты больницы, нередко прямо из реанимации. От того, как быстро водитель довезет их до клиник Владикавказа, зависит их выздоровление. Но после каждой такой поездки машина становится на ремонт, а жизнь больных находится под постоянной угрозой.
Предприниматели решили восстановить узкий "перешеек", соединяющий Моздокский район Северной Осетии с остальной территорией республики, и проложить дорогу через село Хурикау. Это самый отдаленный населенный пункт района. До Моздока от Хурикау - более семидесяти километров. Но, по проекту, капитальный ремонт ожидает лишь 13-километровый участок на перевале.
Водителям предоставят право выбора: ехать за деньги по хорошей дороге или бесплатно - по разбитой.
Сейчас отправиться в путь из Моздока в Хурикау через перевал, особенно в непогоду, решится не каждый дальнобойщик. Инициаторы строительства новой трассы намерены благоустроить все сложные участки. А для привлечения инвестиций планируют сделать проезд от Хурикау до Старого Батакоюрта платным. Но не для всех.
- Это регламентировано федеральным законом "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности РФ", - отмечает Виктор Будаев. - В соответствии с ним, спецтранспорт и местные жители могут проезжать бесплатно. Также мы можем законодательно предоставить льготы на проезд ветеранам, инвалидам, моздокским фермерам - последние практически не возят свою продукцию на рынки Владикавказа из-за постоянных поборов на постах и внушительных транспортных расходов. Не налажен товаропоток и в обратном направлении. Проект выгоден и транзитникам, следующим в Волгоград, к примеру, из Ставропольского края, - водители могут "срезать" километров 300, не заезжая в город Георгиевск.
Введение платы за проезд по отдельной дороге - это новшество для республики. Возможно, поэтому инициаторы проекта с апреля 2010 года, когда впервые представили его в правительстве РСО-Алании, не могут получить отмашку властных структур республики. Хотя на словах идея одобрена. Получить комментарии чиновников Северной Осетии, несмотря на многочисленные попытки, не удалось, но, как сообщили корреспонденту "РГ" в правительстве республики, этот вопрос там держат на контроле.
А инвесторы тем временем не устают говорить о бесспорных плюсах идеи, к которым, по их мнению, относится и выгода для водителей.
- Примерная плата за километр составит четыре рубля. Это чуть больше 50 рублей за весь путь, - говорит Будаев. - Сейчас водители, следующие по объездному пути, на 300 рублей только закупают бензин. Если вычесть эти 50 рублей, все равно получается экономия. Путь сокращается более чем на два часа, о комфорте я уже и не говорю: ехать по ямам или трассе с асфальтобетонным покрытием - большая разница. Напрямую от Моздока до Владикавказа расстояние 92 километра.
Восстановится движение по некогда забытой территории - и проект впоследствии будет приносить доход в местную казну. Инвесторы обещают оборудовать новый участок освещением и видеонаблюдением, организовать охрану территории силами ЧОПа, установить КПП на повороте в село Пседах.
Примерная стоимость строительства и оборудования трассы - 369 миллионов рублей. Для начала проектно-изыскательских работ необходимо подписать соглашение между правительством и комитетом дорожного хозяйства РСО-Алании. Документ уже давно лежит в ведомстве, но чиновничьи проволочки не дают приступить к строительству.
- Проект долгосрочный, он имеет большое хозяйственное значение для региона, - считает Будаев. - Инвесторам пока неизвестно, окупится он или нет, но в любом случае свои деньги они вкладывают в развитие инфраструктуры республики.
Строительство новой трассы инициаторы проекта надеются начать уже в этом году и рассчитывают на помощь Дорожного фонда республики. Он заработал в нынешнем году и составляет 1,25 миллиарда рублей. Депутаты регионального парламента на декабрьском заседании постановили, что средства фонда должны идти на ремонт и строительство республиканских и муниципальных трасс. Ранее зампред правительства РСО-Алании Валентин Базров в интервью "РГ" заявил, что деньги планируется направить на уже начатые объекты дорожного строительства и впервые внушительная цифра - десять процентов от суммы фонда (примерно 125 миллионов рублей) - должна пойти на ремонт дорог во всех восьми муниципальных образованиях республики.
Справка "РГ"
Среди регионов Северного Кавказа лидером по плотности автомобилей на дорогах является Ставропольский край - 223 транспортных средства на тысячу жителей. В общероссийском рейтинге край находится на 51-м месте. На втором месте в округе и 59-м в России - Северная Осетия, здесь на тысячу жителей приходится 209 автомобилей. На третьем месте Кабардино-Балкария (190 автомобилей, 67-я позиция среди регионов страны). Далее в порядке убывания расположились Дагестан (144 машины, 77-е место), Карачаево-Черкесия (134 авто и 79-я строчка в общероссийском рейтинге), Чечня - (118 машин и 80-е место). На последнем месте - Ингушетия, где автомобилем владеет лишь каждый десятый житель (109 транспортных средств на тысячу человек).