В Пензе состоялся первый региональный форум предпринимателей, работающих в сфере розничной торговли и общественного питания. Представители власти, малые предприниматели и эксперты обсудили главную проблему, сложившуюся в данном сегменте рынка, - как противостоять натиску сетевых компаний и нужно ли это делать.
По официальным данным местных властей, в Пензе на начало года действовало около 10,5 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. По сравнению с прошлым годом их стало на 883 больше. Почти каждое третье из них работает в розничной торговле либо общепите. В этой сфере на сегодня занято 25 процентов работающего населения Пензенской области. Поэтому от самочувствия отрасли в целом зависит социально-экономическая ситуация в регионе.
Однако эксперты предрекают, что в ближайшие три года именно такие города, как Пенза, где проживают от ста тысяч до полумиллиона человек, окажутся в сфере интересов развивающихся сетевых компаний.
- Если вас еще не поглотили, то это вопрос времени, - считает известный российский предприниматель Дмитрий Потапенко, который был приглашен на форум в качестве одного из главных модераторов. - Сегодня малый бизнес пытается копировать методы и приемы сетевых гигантов. Вы не понимаете: что хорошо для мегамаркета - губительно для прилавочного магазинчика. Чтобы выжить, сегодня необходимо четко позиционировать себя на рынке. Но зачастую сами владельцы не могут внятно объяснить, чем их кафе отличается от того, что работает за углом.
К примеру, из сотни работающих в Пензе пунктов общественного питания нашлось только два, ориентированных на детей.
- Мы решили открыть детское кафе, потому что работаем в сфере детских развлечений уже не первый год и столкнулись с проблемой, что негде проводить детские праздники, - говорит начинающий предприниматель Олеся Мугаттарова. - Надеемся, что на начальном этапе нам поможет грант регионального правительства, заявку на который мы подали.
Эксперты ставят в вину местному малому бизнесу снобизм и излишнюю неповоротливость.
- На западе каждый уважающий себя ресторатор проводит свое рабочее время на кухне или в зале своего заведения. Потому что это бизнес, а не блаж. Не надейтесь, что придет управляющий и все сделает за вас. Этого не будет. Как и не будет официанта, заглядывающего в глаза посетителю. Надо работать по 14-16 часов в день. Только двигаясь, мы можем изменить положение дел, - считает Дмитрий Потапенко.
В качестве бизнес-рецепта он предложил сократить собственные издержки, начиная с аренды площадей. Например, вывести кухню из дорогой недвижимости в центре города, где расположен ресторан, на окраину. И включать в учет оборотных средств все до мелочей, начиная со специй и заканчивая погонными метрами половой тряпки.
- Чтобы противостоять сетям мы должны создать региональное объединение, - считает представитель общественной палаты Пензенской области Олег Тоцкий. - Сети нацелены на извлечение легкой прибыли. Местные производители представлены на полках лишь для галочки. Они не способны в них конкурировать по цене с мировыми брендами. Поэтому местные марки получают прибыль за счет магазинов шаговой доступности. Поэтому власти должны быть заинтересованы в их поддержке и присутствии на рынке.
Говорили предприниматели и о недоступности "дешевых" денег. Банковские кредиты по-прежнему предлагают неприемлемые для малого оборота проценты, а распределение грантов от местных властей большинство считают непрозрачным.