01.03.2012 00:20
В мире

Зарылбек Рысалиев: Необходимо формировать положительный образ милиционера

Работать в МВД республики должны профессиональные высоконравственные люди
Текст:  Любовь Борисенко
Российская газета - Неделя - Киргизия: №45 (5718)
Читать на сайте RG.RU

Милицию страны реформировали не единожды, но, как признают эксперты, попытки трансформировать МВД терпели неудачи, а сами силовики зачастую превращались в заложников политиков.

О том, как сегодня живет киргизская милиция, "Российской газете" рассказал министр внутренних дел республики Зарылбек Рысалиев.

Российская газета: Зарылбек Кылычбекович, в преддверии 8 марта хотелось бы у вас поинтересоваться, почему в милиции на руководящих постах только мужчины. И когда в Киргизии будет хоть одна женщина-генерал?

Зарылбек Рысалиев: Вы не совсем правы. Конечно, замов-женщин у меня нет, но если такая появится, буду только рад. В настоящее же время на руководящих должностях в МВД работают 53 женщины. Например, кадрами у нас заведует полковник милиции Венера Табалдиева, руководит дежурной частью тоже полковник Зумрад Джанабаева. Есть еще начальник медицинской службы, полковник внутренней службы Луиза Алимбаева, полковник внутренней службы, заместитель начальника информационно-аналитического центра Гульмира Дербишалиева, а также заместитель начальника по работе с личным составом ОВД Аламудунского района Нуржан Адылова. Обучением и воспитанием будущего милицейского поколения заняты женщины-преподаватели Академии МВД, численность которых - 30 процентов от общего числа преподавателей. Трудно себе представить наше ведомство без прекрасного пола. Что касается женщины-генерала милиции, тут вы правы, это большое упущение. Думаю, что в скором будущем мы его исправим.

РГ: На протяжении многих лет чиновники разных уровней и неправительственные организации говорят о реформе правоохранительных органов. Почему их начинания не были доведены до конца? На какой стадии сейчас реформирование ОВД и не получится ли так, что под видом перемен просто уберут неугодных сотрудников, а на их место посадят людей, пусть некомпетентных, но "своих"?

Рысалиев: Если говорить о первых попытках реформировать милицию, то будет уместно упомянуть, что никто не определял источники финансирования и этапы реализации различных программ. Мы начали перестройку, так сказать, с фундамента. В первую очередь, создаем систему подготовки кадров, соответствующую международным стандартам. Обязательное реформирование ждет управление безопасности дорожного движения. Будем внедрять системы "Безопасный город" и "Безопасная дорога", а также ряд других. Что же касается версий об угодных или неугодных сотрудниках, то в ходе реформ будет проводиться открытый и прозрачный отбор кадров на конкурсной основе. В том числе - из гражданских лиц.

РГ: В Киргизии объявлена тотальная война коррупции. Почему, на ваш взгляд, борьба с этим злом длительное время ни к чему не приводила?

Рысалиев: Коррупция теснейшим образом связана с неэффективностью правовых и общественных отношений, падением морали. Это не только взятки или хищения материальных ценностей у государства и граждан, но и целая система неподконтрольных государству экономических и социальных связей в обществе, обеспечивающих огромный теневой оборот финансовых и материальных ресурсов. Необходимо выявлять и устранять условия, способствующие возникновению этого вида преступности.

По республике с 2001 по 2010 год в нашем производстве находилось 33 уголовных дела по статье 303 (коррупция) Уголовного кодекса. Из них в суд направлено семь. К уголовной ответственности привлечено 26 граждан. Почему так мало? Часть уголовных дел приостановлена в связи с тем, что обвиняемые скрылись, еще несколько - из-за неустановления лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, а пять дел прекратили по реабилитирующим основаниям. А в прошлом году выявлено 373 преступлений коррупционного характера. Материальный ущерб по оконченным уголовным делам составил более 62 миллиона сомов, из них возмещено свыше 13 миллионов.

РГ: После революционных событий 2005 и 2010 годов репутация правоохранительных органов сильно пострадала. Милицию стали обвинять в излишней политизированности. Дескать, защищает власть, а не порядок и народ. На ваш взгляд, что нужно изменить в органах, чтобы ситуация стала иной?

Рысалиев: Сотрудники милиции - представители власти. Их действия и решения затрагивают коренные права и интересы граждан, поэтому деятельность различных подразделений органов внутренних дел должна соответствовать принципам и нормам морали. Необходимо признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов нужности и важности выполняемого ими служебного долга. То есть работать в МВД должны честные, высоконравственные люди.

Что касается отношения к милиции населения, то нужно постоянно стремиться заслужить уважение к себе. Важно, чтобы люди, работающие в органах, понимали: они защищают не власть, а закон и порядок, обеспечивают общественную безопасность. Для улучшения имиджа силовиков необходимо формирование положительного образа милиционера. Нужны эффективные инструменты взаимодействия с обществом, в том числе и такие, как отчетность перед населением, СМИ. Должны учитываться и негативные показатели. Например, количество личного состава, привлеченного к дисциплинарной и уголовной ответственности, число уволенных из органов внутренних дел по отрицательным мотивам, количество жалоб, поступающих в вышестоящие инстанции, критических публикаций в прессе, а не просто слухи и домыслы, которые, к сожалению, сейчас иногда имеют место.

Не менее важно проводить мониторинг общественного мнения о работе милиции и ее сотрудничестве с гражданскими организациями. Нужна объективная оценка имиджа и работы правоохранительной системы. Для этого следует, на мой взгляд, регулярно информировать общество и госорганы о деятельности милиции.

Сегодня при нашем ведомстве действует общественный наблюдательный совет. Это постоянный консультативно-наблюдательный орган, где представлены гражданские структуры. Их основная задача - осуществление общественного контроля за органами внутренних дел.

РГ: Есть ли задолженность перед милицией по зарплате, как обстоят дела с обеспечением жильем, какой социальный пакет у обычного участкового?

Рысалиев: Сейчас среднемесячная заработная плата милиционера патрульно-постовой службы составляет 11 600 сомов. Помимо этого ежедневно выплачивается 34 сома денежной компенсации взамен продовольственного пайка. Задолженности по выплатам нет, так как финансирование по защищенным статьям расходов открывается через счета центрального казначейства. Что же касается решения жилищных проблем, то сейчас пытаемся найти средства для строительства многоквартирного жилого дома.

Гораздо проблематичнее обстоит дело с предоставлением социального пакета. Последний раз он был пересмотрен в 1994 году. Конечно, там много чего предусмотрено. Это предоставление детям сотрудников милиции мест в дошкольных учреждениях, получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, первоочередное обеспечение жилплощадью за счет фондов местных государственных администраций или жилищно-строительных кооперативов, выдача беспроцентных или льготных ссуд на индивидуальное, кооперативное жилищное и дачное строительство с погашением ссуды в установленном законом порядке, выплата денежной компенсации при использовании личного автотранспорта в служебных целях и прочее. Однако не все положения, прописанные в законах, исполняются. Причина - отсутствие финансирования. Так, в большинстве случаев денежные средства, выделяемые для министерства внутренних дел, составляют в среднем около 30 процентов от расчетной потребности.

Рысалиев Зарылбек Кылычбекович - генерал-майор милиции. Родился 19 декабря 1960 года в селе Урмарал Таласской области Киргизской ССР. В 1982-м окончил институт физической культуры, а в 1996-м получил диплом Государственного национального университета по специальности правоведение. В 1995 году назначен командиром отряда "Беркут" ОВД Аламудунского района. В 1996-м перешел на работу в управление уголовного розыска МВД Киргизии. Там же работал с 2000 года в должности начальника отдела по раскрытию тяжких преступлений управления по борьбе с тяжкими преступлениями Главного управления угрозыска МВД. С 2002-го руководил отделом по борьбе с организованной преступностью. В 2004 году проходил службу в УВД Джалал-Абадской области. В мае 2010-го назначен начальником столичного управления милиции, а в сентябре возглавил министерство внутренних дел.

 

Кыргызстан