02.03.2012 00:09
Культура

Гид-парк: Вячеслав Полунин покажет в Петербурге "Снежное шоу"

Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №46 (5719)
Читать на сайте RG.RU

"Снежное шоу" Вячеслава Полунина, 2 - 4 марта в Михайловском театре, Санкт-Петербург

В этом году - финальная российская гастроль; последние - дополнительные спектакли. За время которых скептиков и пессимистов в городе обычно становится гораздо меньше, а взрослых, неожиданно почувствовавших себя детьми, - значительно больше. Потому что "сНежное шоу" Вячеслава Полунина - это, как всегда, трогательно до слез. Волнительно до спазмов в горле. И смешно до колик. Случай уникальный: русская школа психологизма в клоунаде. Причем порой в самом невозможном варианте, когда вообще одни предметы двигаются по сцене или только играет свет...

Полунинское "Снежное шоу" - SnowShow - без английского читается как "Шоу снов". Оно и похоже на удивительные сны - нежные, светлые, сказочные и прекрасные, какие снятся только в детстве. Они обрываются на полуслове - в хорошем спектакле всегда должно чего-то не хватать, и в его шоу не найти ни одной точки. Полтора часа летят как один миг, в котором есть место и культовым полунинским "блю-блю-блю-канарикам", и мыльным пузырям, и воздушным шарам, и метелям, и даже снежным бурям, накрывающим весь зрительный зал. В нем нет места только черному - ведь это, не побоюсь преувеличения, самый светлый спектакль из мирового театрального репертуара. Потому что сверхзадача Полунина - каждого заставить почувствовать себя счастливым. Для чего он влезает в паутину добра и опутывает ею всех; вступает в схватку со стихией, принимает на грудь целую бурю восторга и не опасается после представления выходить в зал "на растерзание" - раздавать автографы. Его персонаж Асисяй - все в том же желтом комбинезоне и с красным клоунским носом, каким его впервые увидели много-много лет назад, - все тот же неисправимый тонкий романтик и солнечный человек... Который вдруг однажды... собирается вешаться. Надевает петлю на шею, но не может найти другого конца веревки. Тянет, тянет, наконец вытягивает - другого человека, тоже собравшегося вешаться... Или: плывет герой на паруснике, волны красиво рассекает, и тут - стук в дверь. Оказывается, он устроил потоп в собственной квартире... Еще беда: возмущенный клоун отказывается понимать, почему за ним не следует воздушный шарик... Пересказывать словами номера Полунина - вот уж точно алгеброй поверять гармонию. Потому что сам он для себя избрал амплуа актера, который не хочет говорить, и стал родоначальником нового жанра - клоунады души. "Я бы с удовольствием поиграл хорошую пьесу, но они так редко встречаются, - замечал в один из своих московских приездов Вячеслав Полунин. - К тому же нормальная жизнь языка сейчас - вранье. Поэтому для меня было естественным уйти в театр визуальный, где меньше лжи... И потом, слова, как правило, у меня не держатся в голове, - их мне подсказывает моя жена..."

Шоу