02.03.2012 00:00
Культура

В Москве открылась выставка Игоря Попова

В "Школе драматического искусства" на Сретенке открылась персональная выставка Игоря Попова
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №46 (5719)
Читать на сайте RG.RU

Выставка "Театр: макеты, эскизы, фотографии и другие картинки" приурочена к 75-летию художника и 25-летнему юбилею театра "Школа драматического искусства". Игорь Попов - соратник Анатолия Васильева, лауреат Государственной премии России, премий "Триумф" и "Золотая маска", теперь один окормляет тот дом, который они создавали вместе с Анатолием Васильевым и который открылся в 2001 году. Васильев же по соглашению с правительством Москвы возвращается в тот дом на Поварской, в котором 24 февраля 1987 года премьерой спектакля "Шесть персонажей в поисках автора" открылся театр "Школа драматического искусства". Авторами превращения квартир, складов, подвалов бывшего доходного дома в уникальное творческое пространство стали архитектор и художник Игорь Попов и режиссер Анатолий Васильев. Здание на Поварской - одно из самых красивых доходных домов начала ХХ века - долгие советские годы было коммуналкой. Когда Васильев и Попов вселились в него, оно уже успело забыть о своем былом величии. И вот из-под коммунальной обшарпанной безродности стал возникать облик совсем иного мира. Публика ходила по этажам, завороженная тем, что дом может стать средой, декорацией и персонажем театрального сочинения.

Постепенно из-под коммунальных завалов усилиями Васильева и Попова выплывала Атлантида, имя которой - Серебряный век. Театр стал иконой, рентгеновским снимком иных, благородных эпох. Театр стал настаивать на своем мистериальном, ритуальном происхождении, но долго еще излучал боль и надломленность, пропитавшую воздух.

Архитектор Попов принес в театр Васильева игру и свет пространства. Они сотворили свой утопический театральный "город" из коммуналок, возвратив им аристократизм предшествующих эпох. А потом вместе построили "город Солнца" на Сретенке, который вызывал в памяти итальянские площади, падающие башни, пространства храмов и базилик, елизаветинский "Глобус" и строгость монастырских келий. "Текст соткан из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников", - казалось, французский философ Ролан Барт писал именно об этом театре и этом доме.

Они нашли друг друга в самом начале своей творческой судьбы. Первая их совместная постановка - "Соло для часов с боем" (1973 год) во МХАТе стала легендарной, так же как и все последующие: "Первый вариант Вассы Железновой" (1978), "Взрослая дочь молодого человека" (1979), "Серсо" (1985), "Шестеро персонажей в поисках автора" (1987), "Маскарад" (Франция, 1992), "Дядюшкин сон" (Венгрия, 1994), "Плач Иеремии" (1996), "Пиковая дама" (Германия, 1996), "А.С. Пушкин. Дон Жуан, или Каменный гость и другие стихи" (1998), "Моцарт и Сальери" (2000). На выставке, которая расположилась в тех же корабельных пространствах театра-города, театра-фрегата, можно увидеть эскизы и фотографии этих и других спектаклей, сделанных Игорем Поповым. Выставка можно увидеть в театре на Сретенке до 25 марта с 11.00 до 17.30.

Арт Москва Столица