02.03.2012 19:07
Культура

Музею с лицами и руками репьевцев исполнилось 25 лет

Текст:  Антон Валагин (Воронеж) Геннадий Орехов Игорь Филонов
Читать на сайте RG.RU

Краеведческому музею в селе Репьевка Воронежской области исполнилось 25 лет. От сотен других подобных заведений он отличается сочетанием классической экспозиции и музея восковых фигур. Одетые в крестьянские и казачьи наряды манекены снабжены лицами и руками репьевцев.

- Это мой старший брат Александр, 15 лет назад брат умер, а тут его можно увидеть, - художник Игорь Горяинов трогает за плечо парня в вышитой рубахе. На кудрях у парня картуз, из-под него торчит цветок, в руках гармонь.

Как и Игорь, брат был художником, работали в одной оформительской мастерской. Когда в конце 80-х репьевский райком КПСС постановил открыть в селе музей, оформить первые стенды о природе родного края предложили своим.

- Наши отказались. Заказали художественному фонду - там нарисовали безлико и дорого. А хотелось, чтобы было вкусно… Я упертый - взялся и один за зиму сделал.

Чучела зверей, населяющих пойму реки Потудань, размещены по законам композиции и драматургии: лиса крадется за зайцем, по красивой дуге падает на куропатку коршун, толстый бобер грызет сук.

 
Видео: Геннадий Орехов

Ландшафты местные: коршун охотится в урочище Майдан, бобер работает у хутора Дракино. Там на потуданский лед сходились подраться казаки и москали - поселения запорожцев и стрельцов, строивших в XVII веке Белгородскую засечную черту, здесь вперемешку.

Гармонично расселив по родному краю зверей, птиц и рыб, Горяинов с одобрения райкома стал создавать людей.

- Повесить народные костюмы на вешалки неинтересно, а одеть в старинную одежду земляков - уже символично. Опять мои товарищи воспротивились - не верили, что справятся. А я их научил - гипсовые маски снимать, глаза делать, руки…

Человеческий глаз делается из маленькой лампы: осторожно отбивается цоколь, на колбе рисуется зрачок и радужка. Глаз вставляют в гипсовое лицо, поверх накладывают веки. Маску с лица художник научился снимать в худучилище.

- Я не особо старалась, без ресниц делала. А Наталья Петренко ресницы под веки подкладывала, оттого у нее взгляд осмысленный, - художница Татьяна Швецова стоит рядом со своей гипсовой копией, одетой в нарядный женский костюм. По вышивке на платье и цвету нашитых на передниках лент можно определить, из какого села ли казачка, замужем и есть ли дети.

- Ширина клеток на выходной юбке зависела от размеров земельного надела, - рассказала директор музея Людмила Лысенко.

В углу устроена землянка. В ней, упершись невидящим взглядом в дощатый стол, сидит командир в накинутой на плечи шинели. Концертмейстер народного хора Алексей Бакулин присаживается рядом и принимает ту же позу. Первые годы после открытия работники культуры, отдавшие музею свои лица и руки, охотно позировали рядом с самими собой, теперь многие перестали.

На стене схема сражения за Репьевку летом 1942 года. Красные полоски над Потуданью - позиции курсантов летного училища: три роты, усиленные пулеметным взводом. Черная стрелка им в лоб - ожидаемое наступление противника. Изогнутая за спину - реальное наступление.

В соседней комнате казачья изба. Изогнула спину кошка, хозяйка возится в печи, ее муж плетет корзину. Спит в люльке младенец, в углу иконы под рушником, из-за печки выглядывает теленок. У мужа знакомая шевелюра.

- Это снова Александр, а хозяйка - наша художница Наталья Петренко. У них с братом родился сын вне брака. А эту комнату придумала Наталья - она хотела таким образом показать ему, как все могло быть. Хоть так реализовать свою мечту о семейном счастье.

Младенец в люльке, когда подрос, стал прототипом пионера и пионерки для школьного уголка.

Населив землю, Горяинов принялся ее ковырять. Познакомился с археологами и летом пропадает с ними в экспедициях. Купил металлодетектор и ходит с ним по окрестностям. Репьевка - старинное купеческое село, интересного много попадается.

- Это ковырушко, - показал крохотную бронзовую ложечку. - Их на шее носили.

На полке глиняный сосуд неправильной формы с треснувшим дном.

- Ему 3,5 тысячи лет, катакомбная культура. Тогда люди еще не знали гончарного круга.

Для вузовского музея Горяинов слепил бюст половецкого хана. В мастерской лежат царские врата для белгородского храма, во дворе - матрица герба для села Красного, три ореха на щите. В Доме школьника Горяинов преподает живопись, в Доме культуры работает с несколькими музыкальными коллективами - основанный им ВИА "Верность" занял когда-то первое место на областном конкурсе. Ездит с семьей на туристические слеты и бардовские фестивали.

Пока мы разговаривали, пока Игорь Николаевич показывал свои сокровища, жена его Елена Анатольевна, быстрая хохлушка-хохотушка, накрыла на стол: "Обожаю кормить мужчин". Потом они с мужем пели.

- Гимн Репьевки сочинили от нечего делать, - сообщила Елена Горяинова. - Я написала стихи, муж подобрал музыку…

Поют Горяиновы душевно, в гимне есть слова: "Наклонились вербы, плачут - это не беда. Ведь река Потудань значит чистая вода". Наперекор общепринятой версии названия водоема: на одном берегу платили дань татарам, на другом нет, - Горяинов изобрел свою.

- Потудон переводится с языка скифов как чистая вода.

Музеи и памятники Воронежская область Центральная Россия