05.03.2012 00:56
Власть

Радзиховский: Реальной "воли к власти" не было ни у кого, кроме Путина

Прежде всего не надо "завинчивать гайки" и "навинчивать восторг"
Текст:  Леонид Радзиховский (политолог)
Российская газета - Столичный выпуск: №47 (5720)
Читать на сайте RG.RU

Итак, если кто-то надеялся на чудо (или боялся), то зря. Чуда не случилось, прогнозы оправдались. Путин - президент РФ. Собственно, по совести, ничего иного и быть не могло, хотя бы потому, что реальной "воли к власти" не было ни у одного другого кандидата (как не было ни у одного и политического капитала, сравнимого с путинским). А обмануть в этом вопросе избирателя невозможно - это не слова, это чувство, интуиция.

Что касается "палаток N 6", которые кто-то кое-где у нас порой (5 марта) обещался ставить, то все "ужастики" - просто чушь.

Власть выиграла, но оппозиции (если не говорить о какой-то шпане) силовые столкновения, давка и кровь "жертвенных агнцев" не нужны. Я даже не говорю о морали, но и чисто утилитарно - если кто-то надеется, столкнув лбы, высечь искру, которая зажжет пламя, то это циничный, но глупый расчет. Искра не пролетит, а общество от нее соломой не вспыхнет - нет соломы. Никакие искусственные схватки с полицией не станут родовыми схватками Революции: общество ею не беременно. Нет ни такого возмущения властью, ни революционной организации, ни лидера, ни зажигающих общество лозунгов.

В общем, революции-без-революционеров не будет, вся эта суетня схлынет, календарь не взорвется, листок за листком будет мирно меняться.

Что же мы увидим в ближайшие годы?

Очевидно, что судьба нашей экспортной халявы зависит от ситуации в мире. За свое относительное процветание в "нулевые" мы должны во многом поблагодарить президента Буша, ту самую войну в Ираке, которая США влетела в 4 трлн долл., а нам принесла дополнительные сотни миллиардов нефтедолларов из-за повышения цен. Захотят ли сейчас США вести иранскую войну за российский бюджет?.. Словом, пути нефтяной ренты неисповедимы. А если цена на нефть обвалится - наша Вертикаль вылетит в трубу. Конкретную траекторию этого полета валькирий угадывать бессмысленно.

Но будем исходить из благоприятного варианта - цена на нефть не опустится в течение ближних лет. Правда, и это уже не спасает российскую экономику от "ломок" - бюджет сводится без дефицита только при все больших и больших "нефтедолларовых дозах". Социальная рента и административная (бестактно именуемая "воровством") беспощадно сжирают сырьевую. Борьба с коррупцией, увы, не пиар-роскошь, а средство хоть какого-то передвижения страны.

Но как административная машина станет бороться со своей кормушкой - загадка.

Относительно общих перспектив нашей экономики оценки расходятся. Оппозиционеры знают одно: "плохо, ужасно, хуже всех, хуже некуда - и еще гораздо хуже". Международные эксперты - может быть, потому, что могут сравнивать и не обязаны "ненавидеть режим" - смотрят на дело иначе. По многим прогнозам, Россия обречена стать самой крупной экономикой Европы (да она и сейчас уже вторая после Германии) - просто потому, что население РФ самое большое в Европе, экономики стран ЕС не растут и барахтаются в госдолгах, экономика России (как и других развивающихся стран) растет, а долгов куда меньше. С другой стороны, есть развитие и "развитие". В 2018 году ожидается начало нового, "шестого кондратьевского цикла" - очередная смена технологических парадигм. В США это уже вовсю идет, ЕС к этому готов, Россия, мягко говоря, не очень. Несмотря на все наноразговоры, мы и до пятого цикла всерьез не дошли - в основном барахтаемся где-то "в районе четвертого (1947-1981). Время после него мы в значительной мере упустили. Догоняя по объему ВВП, увеличиваем отставание по качеству этого ВВП...

Что касается собственно политической жизни, то сейчас граница между "двумя Россиями", "поклонной"/ "болотной" проходит довольно четко.

Все соцопросы показывают, что "за" власть прежде всего: дотационные полуфеодальные "национальные республики", бюджетники, женщины (в основном, кому за 40). Классический аполитично-инерционный избиратель, ТВ-зритель. Их программа проста - "только б не было войны", "мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться".

"Против" (или, по крайней мере, много критичнее относятся к власти): "чисто русские" области, особенно крупные города, люди свободных профессий, молодежь, мужчины до 40. Типичный политизированно-активный интернет-пользователь весьма разных взглядов - от националистов до западников.

Вот такая ситуация: власть оказывается в социальном арьегарде общества, противостоит авангарду. Политический вектор - против вектора социального. В ХХI-скором положение опасное.

Конечно, речь не идет опять же о "революции". Путин избран на 6 лет, избран легитимно, в течение этого времени никто не рискнет идти на явно незаконные, насильственные действия против президента. Не стоит забывать, что страшная "оранжевая революция" (а других ни в Европе, ни в СНГ не было) - это, в конечном счете, требование "честных выборов" ("честное" или демагогическое - другой вопрос). Раз линия "сгиба" благополучно пройдена, "рвать лист зубами посредине" никто не рискнет. Настоящих буйных мало (разве что у резких националистов), а уж общество их точно не поддержит. Память-фобия о страшной Революции-суициде жива в стране.

Тем не менее застойная власть, теряющая связь с "мыслящим тростником", рискует прийти к тяжелому перманентному кризису - психологическому и социальному, а через 4 года (выборы в Думу-2016) этот кризис превратится уже в открыто-политический.

Как президенту избежать такого развития событий?

Прежде всего очевидно: "не усугублять". Не надо "завинчивать гайки", сжимать уже достигнутые границы свободы слова, "навинчивать восторг" по отношению к власти, воевать с "иностранными консультантами, профессорами и шпионами". Словом, не выстраивать пиар-границу между двумя Россиями, с погранстолбами, ТВ-овчарками, распаханной полосой и т.д., не зарываться головой в "имперски-советскую подушку" и т.д. В общем, не бросать бумеранги, не подкладывать кнопки под свое сиденье.

Не надо самим нагнетать напряжение в Системе, плотно садиться на пружину. "Стереть различия" между двумя Россиями невозможно, но можно делать Систему более открытой и снижать внутреннее давление в ней.

Видимо, используя новый закон, в ближайшие годы "бессистемная оппозиция" вольется в Систему. Партии будут зарегистрированы, их лидеры попадут "в ящик", имеют шанс отхватить пару кресел в Думе... Вот - непосредственный итог "белого шума" последних месяцев. Само по себе это неплохо, напряжения, во всяком случае, не увеличивает.

Куда важнее смазать социальные лифты, облегчить их движение. Если говорить о политике, то здесь необходимо внутреннее изменение партий, начиная с "ЕР", КПРФ.

"Какую партию не создаем - КПСС получается" (Черномырдин). Имеется в виду чисто бюрократическая, вертикальная организация, молекула Большой Вертикали (обратная сторона медали - безвольные клубы пикейных жилетов, с "сопредседателями"). "Партия" отличается от министерства тем, что в ней есть не только драка под ковром, но и серьезная публичная конкуренция за место лидера.

Если двинутся "лифты" для начала внутри партий, то это один из способов перевести в другую парадигму всю политэлиту.

Официальная политэлита может быть тормозом или мотором. Если она сама внутренне раскрепостится, поймет, что публичная конкуренция - норма жизни, что пожизненных мест нет и быть не должно, то это качественно изменило бы политическую, да и связанную с ней социальную Систему. Тогда на следующих выборах президента мы уже не услышим вечный бубнеж : "если не он, то кто же", "никого нет". Тогда выборы не станут восприниматься как какой-то "ритуал для приличия", "для заграницы", и т.д. И не будет эсхатологического ощущения (у страны, элиты, а возможно, и у руководителей государства), что смена президента равняется революции, ломке страны, прыжку в пропасть и т.д. А выборы станут тем, чем они и называются.

Выборы - самые полные и честные - не гарантируют ни победы самого достойного, ни тем более решения проблем страны. Но они гарантируют движение-без-разрывов, динамическую стабильность и отсутствие многих неврозов, характерных для общества, переходного от патриархального к современному.

Внутренняя политика