С точки зрения гражданского права все совершающие какие-либо сделки государственные и муниципальные органы - такие же хозяйствующие субъекты, как и негосударственные организации. Во всяком случае, согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса, Российская Федерация и ее субъекты (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа), а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными юридическими лицами и гражданами. Но о полном равенстве прав и обязанностей в целом говорить не приходится, ведь госорганы имеют еще и властные полномочия.
Первое, что обычно ассоциируется с взаимоотношениями предпринимателей и чиновников, - это всевозможные проверки. Несмотря на некоторое сокращение контролирующих органов в последние годы, число их видов все равно не опускается ниже полусотни. Нередко контроль практически подменяется вымогательством, что развращает коррумпированных чиновников и препятствует нормальному развитию бизнеса. А с учетом достаточно широких полномочий органов власти неудивительно, что бизнесу частенько приходится защищаться от чрезмерного вмешательства.
В идеале государственное регулирование предпринимательской деятельности должно выражаться не только в контроле и наказании, но и в принятии рациональных нормативных актов, которые бы отвечали требованиям времени и при этом не вводили бизнес в коллапс. Достичь идеала невозможно, но это же не причина вообще отказаться от него. Принятие законов на федеральном уровне происходит достаточно долго и часто ориентировано на специфические особенности регионов: например, установление ставок по налогам, поступающим в бюджеты субъектов или муниципалитетов, на федеральном уровне производится в виде предельных значений, которые конкретизируются каждым нижестоящим органом в соответствии со своими потребностями.
Поэтому строить отношения конкретным предпринимателям приходится не с государством в целом, а с отдельными органами власти, как правило, это территориальные органы власти или муниципалитеты. В промежутке между февральскими праздниками и Международным женским днем трудно удержаться от сравнения этих отношений с экономическими отношениями мужчин и женщин. Не надо объяснять, что если отношения с дамой строятся на ее нескрываемом интересе получить от мужчины как можно больше материальных благ и ничего более, то такие отношения обречены на скорый разрыв. То же самое происходит и там, где у чиновников приход крупного бизнеса в регион воспринимается как появление хорошей "дойной коровы", а не стратегически важного партнера. Неадекватность в виде непомерных податей и муторных согласований рано или поздно вынуждает предпринимателя уйти в другой, более комфортный регион.
Для каждого региона важно, чтобы в нем развивалась экономика, чтобы снижалась безработица, чтобы был постоянный прирост населения, его благосостояния и доходов бюджета. Все эти цели достижимы при построении отношений с предпринимателями на основе взаимного уважения и партнерства, ведь именно бизнес решает все эти задачи. Я не говорю о коррупции и покрывательстве, я говорю о нормальном сотрудничестве, где на первом месте стоят цели экономического роста каждой из взаимодействующих сторон. Продолжая сравнение с отношениями полов, могу сравнить это с тем, как мудрые жены не "пилят" и не "доят" супругов, не ограничивая их свободу для жизни и развития. В результате и отношения развиваются к обоюдному удовольствию, и благосостояние каждого только улучшается.
Редкость, конечно, но бывает, что у региональных властей бизнесмены могут получить максимальную поддержку, потребовать и добиться снижения бюрократических барьеров, пресечения взяток и иных негативных явлений. И сегодня все больше регионов приходит к осознанию и пониманию этой простой истины. В некоторых субъектах РФ (например, в Красноярском крае, Тульской области и т.д.) недавно были созданы отдельные агентства или министерства, специализирующиеся на инвестициях, в других регионах они есть уже давно. Конечно, наличие такого структурного подразделения означает лишь то, что регион понимает важность инвестиций, при этом необязательно, чтобы руководство этого министерства адекватно воспринимало представителей бизнеса.
Для улучшения инвестиционного климата необходима готовность регионального руководства к кардинальным изменениям в своей работе, созданию благоприятной административной среды, необходимы некоторые затраты на создание инвестиционной инфраструктуры и привлекательных финансовых, в том числе налоговых, стимулов. Системное понимание путей развития региона, четкое видение своей роли в этом процессе - залог успешного сотрудничества бизнеса и власти. По отзывам наших клиентов, представителей крупного бизнеса, наиболее активно работают с инвесторами сегодня Калужская, Тульская и Нижегородская области. При этом практически у всех регионов есть индивидуальные программы поддержки инвесторов, но, чтобы получить максимум от присутствия бизнеса в том или ином регионе, недостаточно внимательно изучить их, необходимо увидеть, как работают эти программы и люди, которые ими занимаются, на деле. Ну это и понятно: чтобы узнать друг друга, мужчине и женщине тоже недостаточно одной переписки, личное общение всегда дает большее представление. А в отношениях бизнеса и власти, как ни крути, личное общение также играет значительную роль в самом чистом понимании этого выражения.