Сергей Мацоцкий, председатель правления компании IBS
Спросите у руководителя любого крупного предприятия: удовлетворен ли он качеством приходящих к нему на работу выпускников вузов? Ответ, скорее всего, будет "нет". В стране огромное число университетов, академий и институтов, которые выпускают сотни тысяч человек ежегодно. И при этом даже самые успешные компании постоянно испытывают дефицит квалифицированных кадров, тратят усилия на переподготовку и обучение сотрудников. То есть существующая в России система профессионального образования не выполняет свою функцию - функцию подготовки качественных специалистов для бизнеса, госуправления и прочих сфер нашей жизни.
Например, сейчас в стране колоссальный дефицит инженерных кадров! А всего 20 лет назад мы имели мощнейшую систему подготовки инженеров. Куда она делась? Почему вузовская система оказалась не готова удовлетворить спрос на таких специалистов?
Главная проблема высшего образования в России состоит в том, что вузы существуют сами по себе, а бизнес - сам по себе. Серьезные качественные изменения в образовательной системе произойдут только тогда, когда в процессе обучения сможет непосредственно участвовать бизнес. Именно бизнес во всем мире является основным заказчиком для системы образования. И вопрос только в том, как правильнее организовать взаимодействие высшего образования и бизнеса.
Самый простой и понятный способ влиять на качество образования для бизнеса - брать или не брать на работу выпускников тех или иных вузов. Вузы должны конкурировать за студентов, и основным фактором конкуренции будет востребованность выпускников в реальном бизнесе. Нужно признать, что в нашей стране это пока не работает. Слишком мало времени прошло, еще не сформировалась соответствующая инфраструктура и культура. В России вузов-брендов, выпускников которых узнаешь с первого собеседования, в лучшем случае два-три. Требуется какое-то время, чтобы у нас сформировалось какое-то подобие Ivy League в США.
Важно сделать первый шаг. Я вижу один эффективный способ - перевести все магистратуры на коммерческие рельсы. Все магистерское образование должно быть платным. Это будет самый понятный и осознанный выбор - "голосуем рублем за качество". Если мы сделаем магистерское образование платным, откровенно слабые и некачественные программы быстро исчезнут, а качество выпускников магистратур начнет расти. Не надо себя обманывать, бесплатный сыр - только в мышеловке, за мнимую "бесплатность" мы платим низким качеством образования и неконкурентоспособностью нашего бизнеса. Мне кажется, если мы сделаем этот шаг, то это автоматически потянет за собой качественные изменения и в бакалавриате, и в среднем образовании. Магистратура - самый важный этап в профессиональной подготовке, именно в магистратуре формируются наиболее важные для бизнеса практические знания и навыки, реально происходит профориентация специалиста, "затачивание" его на конкретные задачи.
Качественная бизнес-ориентированная магистратура - действительно недешевый продукт. По ходу разработки системы придется решить целый ряд сложных задач. Например, вопрос создания учебных программ - их бизнесу приходится разрабатывать "с нуля" на основе профилей компетенций по нужным специальностям, которые также разработали сами. Все курсы, которые входят в совместную учебную программу вуза и бизнеса, - уникальные, то есть либо разработаны специально для нее, либо читаются всего в двух-трех вузах Москвы. Еще более сложная проблема - поиск преподавателей, которые способны преподавать дисциплины из этой программы. Третья проблема - создание материально-технической базы для того, чтобы проводить обучение с использованием современных методов обучения.
Чтобы бизнес был заинтересован активнее участвовать в подготовке специалистов, должно быть выстроено правильное "разделение труда" между бизнесом и вузами. Большая часть работы - все, что связано с организацией учебного процесса - должна лежать на вузах. Создание учебных программ, подбор преподавателей, организация процесса - все это их область компетенции. За это они получают оплату: либо от студента, либо от государства (поскольку пока полное высшее образование в стране считается бесплатным, то есть финансируется из бюджета).
Роль бизнеса в этой модели - формулировать требования к специалистам. У нас в компании разработаны профили компетенций по необходимым нам IТ-специальностям, и мы предоставили их вузам. Создание таких профилей - тоже большая работа, но эту работу за нас никто не выполнит.
Реальное "разделение труда", о котором я говорю, к сожалению, пока не сложилось. Бизнесу, который хочет получить нужных ему людей, приходится заниматься всем - и разработкой учебных программ, и организацией процесса, и непосредственно преподаванием, тратить на это массу сил, ресурсов, денег. А это делает участие в процессе вузовского образования экономически неэффективным, убыточным для бизнеса.
Если правильное "разделение труда" сложится, то система начнет функционировать. Но для этого еще предстоит большая работа с нашими вузами. И это уже задача, которая не решается силами одной компании или даже в рамках одной отрасли - это задача для государства, бизнеса и системы высшего образования.