Четыре архитектурных бюро - Германии, Голландии, Франции и России - представили москвичам свое видение развития территории бывшего автогиганта - завода им. Лихачева. Речь идет о 300 гектарах земли, расположенной между Третьим транспортным кольцом, проспектом Андропова и Москвой-рекой. "Такого эксклюзивного участка нет ни в одном мегаполисе мира, - сказал "РГ" заммэра Москвы по вопросам экономики Андрей Шаронов. - С трех сторон он окружен Москвой-рекой (береговая линия составляет 6 км), есть инженерная, энергетическая инфраструктура, железная дорога, поблизости жилые массивы и станции метро. К тому же до центра Москвы - 5-6 км".
...Мало кто знает, что начинался ЗИЛ с "Фиата": в 1916 году известные купцы Рябушинские выкупили у итальянской фирмы лицензию на производство малотоннажных грузовиков. Но заработал завод только в 1924 году, когда появилось задание на изготовление первых советских грузовиков. Чего только не выпускал ЗИЛ за вековую историю! Первый отечественный лимузин премиум-класса "ЗИС-101" (за его основу взяли конструкцию американского "Бьюика"), автобусы, холодильники, велосипеды, бронетранспортеры и автомобили-амфибии для оборонки. В 90-е годы для предпринимателей наладили сборку малотоннажных "Бычков". Но "забодать" конкурентов этому грузовичку не удалось. К 2011 году ЗИЛподошел с огромными долгами: только рабочим (на предприятии трудятся 6 тысяч рабочих) задолжал более 100 млн. руб. По распоряжению мэра Москвы зарплату коллективу выплатили, но по налогам, за аренду и с контрагентами завод так и не расплатился: только городу ЗИЛ должен 15 млрд руб. "Производство нерентабельно, и есть ли смысл тянуть его изо всех сил даже ради сохранения рабочих мест?" - говорит Шаронов. Тем более что внутри предприятие давно мертво. По некогда оживленным сборочным цехам гуляет ветер, в разбитые окна метет снег... "Уже состоялось много совещаний по поводу дальнейшей судьбы ЗИЛа, - продолжает Шаронов. - Но светлых идей не родилось. Поэтому мы объявили творческий конкурс, пригласили профессионалов. С их помощью будет создан некий синтетический проект - по принципу концепции московской агломерации".
И вот в конце прошлой недели архитекторы познакомили столичные власти со своим видением обновленного ЗИЛа. В частности, берлинское бюро Uberbau GBR предполагает сохранение ряда исторических зданий и создание зоны микроцентров от двух до 13 этажей разного назначения: с торговыми центрами, гостиницами. Вдоль реки авторы предлагают построить офисы и жилье. Предусмотрены также бульвары и новые парки. Зеленые насаждения, по мнению автора проекта Али Саада, помогут улучшить экологию местности, не прибегая к дорогостоящим методам рекультивации.
Голландское бюро Mecanoo считает целесообразным сохранить основное здание завода и создать зеленый пояс вокруг всей территории. Внутри по осям застройки разместить образовательный центр и построить еще одну станцию метро.
Французское бюро "Valode and Pistre" предлагает сделать "зиловские земли" активной частью города с жильем, офисами, культурными объектами и сферой услуг. "Деятельность завода нужно сохранить и построить радиальную дорогу с севера на юг, а также две новые станции на существующей железной дороге - на въезде на территорию и в ее центре", - считает партнер бюро Жан Пистр. Существующие станции метро должны быть связаны с новыми железнодорожными станциями. По мнению Жана Пистра, в штамповочном цехе могут разместиться конгресс-холл или даже театр.
Концепция российского бюро "Проект Меганом" строится на возрождении автомобильного бренда. "Существующий бульвар нужно оставить и даже продлить пешеходным мостом, - поделился с "РГ" его руководитель Юрий Григорян. - Набережные можно связать между собой в единую прогулочную зону. Офисы строить не следует, чтобы не притягивать автомобили. Лучше жилье - это будет выгодно и девелоперам, и городу".
"Мне импонирует подход микст юст - то есть смешанное использование территории", - признался Андрей Шаронов. Окончательный вариант, по мнению Шаронова, может появиться в этом году. Пока же ясно: производство на ЗИЛе сохранится. Ведь к его сборочным цехам проявляют интерес 3-6 автопроизводителей: "Рено", "Фиат", "Киа". Но больше всего шансов у итальянцев: "Фиат" подписал соглашение со Сбербанком, готовым кредитовать организацию двух сборочных производств в России. "Фиат" хочет выпускать в России грузовики "Дукато".