Этот профессиональный питерский актер, играющий в театре "Буфф" и снимающийся в кино, ворвался в музыку "десятых" стремительно и так, как, наверное, мало кто ожидал. Герои Растеряева - простые обычные люди, о которых давно не пели со сцены. И о которых Игорь сам грянул под гармонь в песне "Комбайнеры" (2,8 миллиона просмотров в Интернете): "..Там где нет дорогих бутиков/ Там другие люди живут… / Не снимают про них сериалов, / Ведь они не в формате каналов,/… Не сидят "В Контактах", в он-лайнах, / Они вкалывают на комбайнах"...
В 2011 году у музыканта вышел дебютный альбом "Русская дорога". А теперь он претендует на приз лучшему новичку в номинации "Взлом". И, положа руку на сердце, кто прежде думал, что рок-музыка может быть и такой?! Накануне Церемонии, которая состоится 7 марта в столичном "Крокус Сити Холле", Игорь Растеряев ответил на вопросы обозревателя "РГ".
В прошлом году вы дебютировали на "Нашествие". Удивились, что многотысячная аудитория аплодировала вам не меньше, чем главным рок-знаменитостям?
Игорь Растеряев: Это был первый фестиваль, на котором я вообще оказался. Мне особенно приятно, что на "Нашествии" люди услышали не только "Комбайнеров" и "Русскую дорогу", но и те песни, которые редко или никогда не звучали по радио. Например - про Юру Прищепного, моего земляка с Медведицы (река в Волгоградской области - Прим. А. А.), вызвавшего огонь на себя во второй чеченской войне.
Масса артистов годами рвутся к славе, а у вас все получилось очень естественно и просто. Вы просчитывали путь к успеху и планировали, что хотите добиться своим творчеством?
Игорь Растеряев: Я ничего не определял и не высчитывал. А на корпоративе в качестве гармониста выступил один раз в жизни. Тогда только-только стали известны "Комбайнеры", и не было предпосылок, что творчество пойдет в сторону патриотической, как говорят, тематики. Более того, на тот момент оно носило развлекательный характер... Но потом стали писаться другие песни. А цель у меня простая: быть наблюдателем своего времени и в художественной форме стараться фиксировать его в песнях, рассказах, книгах, рисунках.
Вы фактически стали создателем нового анти-гламурного направления на отечественной сцене: спев "Русскую дорогу" и "Комбайнеров", предложили и новых героев, и новую мелодику… Мало кто верит теперь, что вы - коренной петербуржец?
Игорь Растеряев: "Комбайнеры" наговорились под гармонь очень быстро и просто. Я сочинял для себя, и поэтому не стеснялся в выражениях, рубил с плеча. И не думал что песня хорошая, только радовался, потому что чуял в ней правду... А сверхзадача у меня одна: чтоб все было по-настоящему, коротко, просто.
|
Видео: с сайта igorrasteryaev.ru |
Вы выбрали не самый востребованный инструмент, особенно для Питера, считающегося одним из центров русского рока. Вот и общие знакомые жаловались: хотели подыграть на гитарах, но вы ответили, что будете записываться один?!
Игорь Растеряев: Важно было сохранить свое звучание и право - звучать именно так. Играть на гармони я выучился у Раковского магазина (деревня Раковка тоже находится в Волгоградской области и он ней также сложена песня - Прим. А. А.). А потом и практика помогла: пока снимешь ролик, проходит день-два. Вот и играешь каждую песню сутки напролет…
Насколько изменилась ваша театральная и частная жизнь после успеха? Люди не приходят со своими житейскими историями, как прежде к Василию Шукшину, предлагая: "А напиши-ка теперь про меня?!"
Игорь Растеряев: Никак не изменилась. Я работаю в театре, репетирую роль купца в пьесе "Лес"… Да, порой просят написать про кого-нибудь, но я так не умею. Мне нужно перед сочинением песни манок какой-нибудь поймать. Но как его ловить и где - не знаю и сам.
Хотя вот только что в гости приезжали друзья Леха Каюмов и Рома Богданов. Они же герои моей песни про Лину и Дашу. Привезли банку новгородских грибов, а я угощал их муксуном и олениной, поскольку только что вернулся с Ямала! У меня всегда был хороший дружеский круг…
Выпуская дебютный альбом, вы отказали известным лейблам. Мне-то они объяснили, что вы не хотите, дабы на вашем творчестве кто-то зарабатывал прибыли. А на самом деле?
Игорь Растеряев: Ты с ними подпишешься и попадешь в какую-то пусть и относительную, но зависимость. А иначе я могу делать то, что хочу. Могу, например, махнуть снова в Раковку... Я заметил, что для нормального самоощущения мне нужна некая нестабильность: пограничье, чтоб одной ногой всегда быть в стремени. Чтоб - возможная внезапная мобилизация и неведение дальних перспектив. Наверное, это гены казаков сказываются. А лейблы - это просчет ситуаций, стабильность и постоянное наблюдение: это-то мне все и не нравится. Да и в плане зарабатывания денег или пиара, сам знаю - делаю все неправильно. Но зато жить так - мне как-то спокойнее… Кстати, на "Чартовой дюжине" я хочу снова сыграть "Комбайнеров", чтобы все увидели лица моих друзей: нормальных рабочих и сельских парней: Васька Котлярова, Марса Ахунова, Паши Перпелицына, Рината Султанова, Ивана Керина…