Для того чтобы привлечь туристов - неважно, российских или зарубежных, - регионам можно и нужно использовать прекрасно наработанный западный опыт. Причем, если внимательно изучить опыт любого иностранного офиса в России, его можно совершенно спокойно переносить на нашу почву.
Уверена, что представители региональных туристических компаний легко найдут общий язык с коллегами. Но все же обмену опытом должны способствовать те органы областной администрации, которые занимаются развитием туризма. И именно они должны организовывать встречи представителей местного бизнеса с коллегами из-за рубежа и из других регионов страны. С ними надо прорабатывать совместные программы продвижения, которые необходимо реализовывать с участием бизнеса. И нужно либо на эти программы выделять финансирование, либо прорабатывать другие схемы поддержки. Вариантов очень много, и все они легальные и эффективные.
Здесь надо учитывать, что в конечном итоге все эти программы нужны для привлечения в регион туристов. Но туристы бывают разные. Есть самостоятельные и есть организованные. Причем самостоятельные появляются только после большого потока организованных.
Хотелось бы, чтобы на региональных туристических форумах представители туристических компаний составляли две трети от присутствующих. Ведь туризм - это еще и разрозненные услуги: отдельно транспортный бизнес, отдельно гостиничный и так далее. А туркомпании все это объединяют, маршрутизируют и продают. Именно для этого и нужно участие бизнеса в такого рода встречах.
Но развитие туризма в регионах невозможно без партнерства бизнеса и государства, которые совместно должны работать над выявлением туристского потенциала. О каждом субъекте Федерации можно сказать, что он обладает колоссальным потенциалом. И в каждом буквально из трех былинок можно собрать туристический объект. А что говорить о тех областях, где ничего и придумывать не надо? Взять Калужскую область - здесь уже все готово, начиная от культурно-познавательного туризма (имею в виду, например, большое количество известных монастырей) и заканчивая действующими современными объектами.
Однажды мы были на фестивале ландшафтного дизайна "Архстояние" в деревне Николо-Ленивец. Сами организовались, приехали с детьми и получили колоссальное удовольствие. Причем было очень холодно и ноги у нас чуть ли не по колено промокли, но это не помешало наслаждаться уникальными объектами, которые там есть.
Таким образом, туристский потенциал, который есть у региона, просто надо "упаковать" и продать. Бизнес это постепенно делает. Но с помощью государства задача будет решена более эффективно.