Тульские "Конструкторское бюро приборостроения", "Сплав", ЦКБА и "Стрела" подошли к юбилею в роли головных предприятий оборонных холдингов, занятых производством высокоточного оружия, систем залпового огня, радиолокационных систем и тренажерных комплексов. А серийные заводы отрасли - "Туламашзавод", "Тулаточмаш", "Тульский оружейный завод", "Штамп", "Щегловский вал", "Тульский патронный завод" и другие - в тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями поставляют продукцию во все рода войск.
Наглядным достижением современной тульской "оборонки" стал продемонстрированный на Параде Победы зенитный ракетно-пушечный комплекс "Панцирь", аналогов которому нет в мире. Один из его создателей - академик, Герой Социалистического Труда Аркадий Шипунов, долгие годы возглавлявший знаменитое тульское "КБ приборостроения", в блиц-интервью с корреспондентом "РГ" подчеркнул: победа в любой войне - результат не только ратного героизма, но и наличия передовой техники.
Аркадий Георгиевич, какова была роль тульского оружия в Великой Отечественной войне и какова она сегодня?
Аркадий Шипунов: Мы делали самолетов, танков, артиллерии в два-три раза больше, чем немцы. На каждый немецкий снаряд с конца 1943 года выпускали три. Потому Победа была достигнута не в меньшей степени усилиями тыла - и людей, и организаций, и тем, что у нас оказалась необходимая военная техника, которая соответствовала требованиям того времени.
И главное, все это были наши отечественные разработки - и танки, и авиация, и артиллерия, и неплохое стрелковое оружие. А если бы не промышленность, которая могла питать армию, возможна ли была Победа? Нет, конечно. Вот этот мотив часто как-то упускают из виду. Победа всегда есть соединение усилий всего народа.
Если говорить о вкладе нашего предприятия, которое называлось "ЦКБ 14", то в 1944 году оно было награждено высшей наградой - орденом Ленина. Дело в том, что здесь перед войной создали всю систему стрелково-пушечного вооружения авиации, начиная с легендарного "Шкаса". А потом сделали пулеметы Березина, пушки Березина и Волкова-Ярцева (последняя стала основным оружием нашего штурмовика). Всего было произведено 300 тысяч единиц техники, разработанной в нашем КБ. Поэтому можно сказать, что немецкая авиация потерпела поражение в небе от тульского оружия. И мы должны быть наследниками Победы не только в вопросах подготовки армии, что, конечно, необходимо, но и в создании передовой техники.
Взять "Панцирь" - это ведь реальное достижение в области передовой техники...
Аркадий Шипунов: Понимаете, из всякого хорошего дела не надо делать чрезмерных выводов. Самое опасное - это самообольщение, когда ты на фоне хорошего, достойного не видишь недостатков, а потом они разрастаются и могут привести к отрицательным результатам.
Появление "Панциря", с одной стороны, можно характеризовать так, что оборонная наука у нас еще есть, что она сильна и создает высококачественные изделия. Но, с другой стороны, - сколько таких "Панцирей", новых систем проходит от разработки до стадии производства? А проиграть в науке - значит проиграть будущее.
При этом мне вспоминаются слова известного немецкого конструктора Вернера фон Брауна, который создал не только ФАУ-2, но и всю ракетную технику в США, где он был руководителем "Лунной программы". Когда его спросили: зачем нам Луна и такие расходы, он ответил: "Кто владеет Луной, тот владеет и Землей". В том смысле, что для высадки на Луне нужно иметь передовую технику, и все старое должно быть отметено. А на смену должны прийти новые идеи, новые технические решения, новые технологии. Люди должны научиться мыслить по-другому для того, чтобы высадиться на Луну. И если это произойдет, эти люди будут сильны и на земле.
Оружейникам предстоит еще много работы. Любой создатель, разработчик не должен быть удовлетворен тем, что сделано. Он обязан стремиться к новым рубежам, новым успехам. Если удовлетворился - его надо исключить из круга творцов, создателей. У меня такого никогда не было и не будет.
Справка "РГ"
Создание государственного оружейного завода началось в Туле 15 февраля 1712 года в соответствии с именным Указом императора Петра I. До этого момента производством оружия в стране занимались частные мануфактуры.