06.03.2012 00:40
Экономика

На территории ЗИЛа могут появиться театры и станции метро

На территории ЗИЛа могут появиться театры, парк, станции метро и производство иномарок
Текст:  Ольга Игнатова
Российская газета - Федеральный выпуск: №48 (5721)
Читать на сайте RG.RU

Четыре архитектурных бюро - Германии, Голландии, Франции и России - представили москвичам свое видение развития территории бывшего автогиганта - завода им. Лихачева. Речь идет о 300 гектарах земли, расположенной между Третьим транспортным кольцом, проспектом Андропова и Москвой-рекой. "Такого эксклюзивного участка нет ни в одном мегаполисе мира, - сказал "РГ" заммэра Москвы по вопросам экономики Андрей Шаронов. - С трех сторон он окружен Москвой-рекой (береговая линия составляет 6 км), есть своя инженерная, энергетическая инфраструктура, железная дорога, поблизости жилые массивы и станции метро. К тому же до центра Москвы всего 5 - 6 км".

...Мало кто знает, что начинался ЗИЛ с "Фиата": в 1916 году известные купцы Рябушинские выкупили у итальянской фирмы лицензию на производство малотоннажных грузовиков. Но заработал завод только в 1924 году, когда появилось задание на изготовление первых советских грузовиков. Чего только не выпускал ЗИЛ за вековую историю! Первый отечественный лимузин премиум-класса "ЗИС-101"

(за его основу взяли конструкцию американского "Бьюика"), автобусы, холодильники, велосипеды, бронетранспортеры и автомобили-амфибии для оборонки. Маршал Георгий Жуков организовал на заводе специальное конструкторское бюро для создания особой автомобильной техники, предназначенной для мобильных ракетных систем. В 90-е годы уже на приватизированном заводе для предпринимателей наладили сборку малотоннажных "Бычков". Но "забодать" конкурентов из Азаии и Японии этому грузовичку не удалось. Бизнесмены все охотнее приобретали подержанные иномарки. "Содержать гигантскую территорию нам не по карману, - признается

нынешний генеральный директор предприятия Игорь Захаров. - "Она слишком затратна".

В итоге к 2011 году завод имени Лихачева подошел с огромными долгами. Только рабочим (на предприятии трудятся 6 тысяч рабочих) завод задолжал более 100 миллионов рублей. По распоряжению мэра Москвы Сергея Собянин зарплату коллективу выплатили, но по налогам, за аренду и с контрагентами завод так и не расплатился: только городу ЗИЛ должен 15 млрд руб. "Производство нерентабельно, и есть ли смысл тянуть его изо всех сил даже ради сохранения рабочих мест?" - говорит Шаронов. Тем более что внутри предприятие давно мертво. По некогда оживленным сборочным цехам гуляет ветер, в разбитые окна метет снег... "Уже состоялось много совещаний по поводу дальнейшей судьбы ЗИЛа, - продолжает Шаронов. - Но светлых идей не родилось. Поэтому мы объявили творческий конкурс, пригласили профессионалов. С их помощью будет создан некий синтетический проект - по принципу концепции московской агломерации".

И вот в конце прошлой недели зарубежные архитекторы познакомили столичные власти со своим видением обновленного ЗИЛа. В частности, берлинское бюро Uberbau GBR предполагает сохранение ряда заводских исторических зданий и создание зоны микроцентров от двух до 13 этажей разного назначения: с торговыми центрами, гостиницами. Вдоль реки авторы предлагают построить офисы и жилье. Предусмотрены также бульвары и новые парки. Зеленые насаждения, по мнению автора проекта Али Саада, помогут улучшить экологию местности, не прибегая к дорогостоящим методам рекультивации. Малое кольцо железной дороги, считает он, может связать эту территорию с другими промзонами, которые в Москве скоро тоже будут реконструироваться.

Андрей Шаронов поинтересовался у Али Саада, его ли идея сохранить существующие заводские корпуса или была некая установка. "Таким большим зданиям сложно найти применение, а сносить их жалко, - считает немецкий архитектор. - К тому же, как мы поняли, рассматриваются варианты сохранения промышленной составляющей на предложенной нам для разработки территории".

Голландское бюро "Mecanoo" считает целесообразным сохранить основное здание завода и создать зеленый пояс вокруг всей территории. Как считает представлявшая проект "Город мастеров" архитектор Инга Хильбург, внутри зиловской территории должны появиться несколько бульваров для пешеходов и велосипедистов. Внутри по существующим осям застройки разместят образовательный центр или "Город мастеров" и построят дополнительную станцию метро. Голландцы вообще, как известно, приверженцы общественного транспорта, поэтому автомобилям, по мнению Инги Хильбург, на реконструируемой территории делать нечего.

Французское бюро "Valode and Pistre" предлагает сделать "зиловские земли" активной частью города с жильем, офисами, культурными объектами и сферой услуг. "Деятельность завода нужно сохранить и построить радиальную дорогу с севера на юг, а также две новые станции на существующей железной дороге - на въезде на территорию и в ее центре", - считает партнер бюро Жан Пистр. Существующие станции метро должны быть связаны с новыми железнодорожными станциями. Территория по назначению будет разделена на историческую и функциональную, которые будут соединены между собой главным бульваром. По мнению Жана Пистра, в штамповочном цехе могут разместиться конгресс-холл или даже театр.

Концепция российского бюро "Проект Меганом" "Полуостров ЗИЛ" строится на возрождении автомобильного бренда. "Существующий бульвар нужно оставить и даже продлить пешеходным мостом, - поделился с "РГ" его руководитель Юрий Григорян. - Набережные можно связать между собой в единую прогулочную зону. Офисы строить не следует, чтобы не притягивать автомобили. Лучше жилье - это будет выгодно и девелоперам, и городу".

"Мне импонирует подход микст юст - то есть смешанное использование территории", - признался Андрей Шаронов.

Окончательный вариант, по мнению заммэра, может появиться в этом году. Пока же ясно: производство на ЗИЛе сохранится. Ведь к его сборочным цехам проявляют интерес 3 - 6 автопроизводителей: "Рено", "Фиат", "Киа". Но больше всего шансов у итальянцев: "Фиат" подписал соглашение со "Сбербанком", готовым кредитовать организацию двух сборочных производств в России. Он хочет выпускать грузовики "Дукато".

Кстати

В Москве имеется 209 промышленных территорий. Их площадь - 7 700 га. Это огромный потенциал для развития столицы. Идеи, которые предложили Москве российские и зарубежные архитекторы в ходе творческого конкурса, будут использованы при реконструкции и других промзон.

Инфраструктура Москва Столица