07.03.2012 00:04
Культура

В Рождественской академии появились музыканты с уникальными инструментами

В арсенале этих музыкантов -уникальные старинные инструменты
Текст:  Сергей Голесник
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №9 (541)
Читать на сайте RG.RU

С точки зрения истории музыки Ренессанс и барокко - интереснейшие эпохи. Это неповторимый французский стиль, родившийся при дворе Людовика XIV. Аллеманды или инструментальные танцы, посвященные композитором Уильямом Бердом английской королеве Елизавете I. Однако российская и белорусская музыкальная культура того времени, произведения, инструменты заслуживают не менее пристального внимания.

Такого мнения придерживаются преподаватель Московской государственной консерватории Алексей Шевченко и его коллега из Смольного института свободных искусств и наук Санкт-Петербургского госуниверситета Александр Листратов. Недавно эти педагоги и исполнители были гостями Рождественской музыкальной академии, организованной Витебской областной филармонией. В перерывах между лекциями и концертами корреспондент "СОЮЗа" встретился с Александром Листратовым, который является также художественным руководителем барочной капеллы "Золотой век", и задал несколько вопросов о популярности и перспективах аутентичного исполнительства.

- Когда и почему у музыкантов появился интерес к старинным инструментам?

Александр Листратов: Историческое исполнительство зародилось в Западной Европе в середине XX века. Специалисты заметили, что если произведение, к примеру, XVII века играть на современном инструменте, получается эффект, сходный с переводом на другой язык. И мы, исторические исполнители, стараемся общаться со зрителем на языке оригинала.

- Но клавесин, лютня, виола и гамба полностью вышли из употребления еще в начале XIX века. Где берете инструменты?

Александр Листратов: Реставрируем оригиналы. Например, барочную виолончель, которую я привез в Витебск, изготовил легендарный австрийский мастер Яков Штайнер. Обратите внимание, она не имеет шпиля. Он появился только в начале XX века. Либо есть другой путь - использовать копии. Спинет - самая маленькая разновидность клавесина, на котором в Витебске играл Алексей Шевченко, сделан по старинным чертежам московским мастером Владимиром Беловым. Этому ремеслу он учился у известного итальянского маэстро.

- Но ведь старинные инструменты стоят огромных денег. Не боязно возить с собой виолончель, изготовленную 300 лет назад?

Александр Листратов: Мы не особо рискуем. Такие инструменты практически невозможно продать, пока в Нью-Йорке, Париже или Лондоне не получен сертификат, подтверждающий, что в ваших руках - подлинник. Помните историю, когда воришки распотрошили коллекцию музея Глинки? Через полгода они все вернули. Не нашли покупателя. Это слишком оригинально. Слишком изысканно.

- Во время лекции вы много говорили о борьбе французского и итальянского стилей. А что можно сказать о русской музыке того времени?

Александр Листратов: Многие считают, что русская музыка начинается с 1836 года, когда Глинка поставил оперу "Жизнь за царя". Мы же доказываем, что все начиналось с эпохи Анны Иоанновны, когда она пригласила в Санкт-Петербург выдающегося итальянского музыканта Франческо Арайа. Он написал оперу, которая частично пелась на русском языке. Из собственно российских авторов можно вспомнить Ивана Хандошкина, Дмитрия Бортнянского, Степана Дегтярева, Евстигнея Фомина.

- Проект барочной капеллы "Золотой век", связанный с восстановлением "Бориса Годунова" - первой европейской оперы, написанной на российский исторический сюжет немецким композитором Маттезоном в 1710 году, впечатляет. Может ли у вас получиться что-то интересное в сотрудничестве с белорусскими музыкантами? С использованием белорусского музыкального материала?

Александр Листратов: В капелле более 30 человек. Гастроли такого большого коллектива связаны с солидными затратами. И случаются нечасто. С Шевченко мы организовали дуэт - виолончель и орган. Этот проект и показывали в Витебске, надеемся что кого то мы увлекли аутентичным исполнительством. Если так, готовы помогать с обучением, привлекать к нашим проектам. Будем считать, что знакомство с Беларусью у нас состоялось. Причем началось оно в ноябре минувшего года в Полоцке на органном фестивале "Званы Сафii" ("Колокола Софии"). У нас появился интерес к фигуре и творчеству Симеона Полоцкого. Он создавал стихотворные псалмы, к которым впоследствии другие композиторы писали музыку. А уникальный памятник культуры "Полацкi сшытак" ("Полоцкая тетрадь"), говорят, содержит музыку, балансирующую на грани между духовной и светской. Есть огромное желание добраться до него и что-то оттуда сыграть. Конечно же, на оригинальных инструментах. Думаю, такой проект заинтересует белорусских и российских меломанов.

Музыка