07.03.2012 06:28
Общество

В Воронеже открыт первый в РФ центр изучения христианских реликвий

В Воронеже открыт первый в РФ центр изучения христианских реликвий
Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №0 (5723)
Читать на сайте RG.RU

Православным храмам дарят частицы мощей, артефакты "времен Христа" покупают по каталогам - чтобы проверить подлинность таких предметов, порой хватает беглого взгляда, а может понадобиться и детективное расследование. 

Мощи с молотка

"Догадаетесь, что это?" - директор первого в стране Центра исследования и экспертизы христианских реликвий и артефактов при ВГУ Михаил Артеев держит небольшой глиняный сосуд с носиком. Похоже на масляный светильник. "Хорошо, а возраст его? Если я как эксперт скажу: сработано две тысячи лет назад в Палестине, - поверите?"

...Вот кто-то тоже "повелся". Купил поделку араба-кустаря в антикварной лавке за несколько тысяч долларов (красная цена - долларов 10-20). Якобы вещью пользовались в I веке в Вифлееме. Нечеткий орнамент, белесый налет "древней пыли" - под микроскопом видны следы кисти на цементном растворе. Та же история - с "древним распятием из кардинальской часовни" с кусочком воска вместо реликвии: то ли стилизация, то ли фальсификация первой половины ХХ века.

Рядом на столе - документы XVII и XVIII веков из Германии, Франции, Италии с выцветшими чернилами и оттисками печатей. Настоящие. Своего рода сертификаты конкретной святыни, переданной для общественного поклонения. По таким бумагам, приложенным к реликвии или осевшим в архивах обителей, городов или университетов Европы, и прослеживают судьбу того или иного почитаемого предмета. Но постойте, какое отношение это имеет к России?

- Наши приходы и монастыри нередко получают частицы древа святого Креста или мощей из Европы и Америки, где католические церкви закрываются. А в России святыни востребованы - ведь в советское время многое было уничтожено, - объясняет Михаил Артеев. - Каноническое право запрещает католикам продажу реликвий - под угрозой отлучения от Церкви. Да и православному человеку такой "хозяйственный оборот", думаю, покажется кощунством. Но, во-первых, передачу ценности можно оформить как благотворительное пожертвование, а во-вторых, многие наследники европейских аристократических фамилий уже не считают себя католиками и готовы выставлять реликвии на продажу. В России же есть церковные спонсоры, готовые платить за то, чтобы в храме их города или коттеджного поселка пребывали древние святыни. Увы, возникают злоупотребления.

Этой темой Артеев - юрист, выпускник аспирантуры Московской духовной академии и высшей богословской магистратуры Женевского университета - заинтересовался несколько лет назад. Знакомому священнику подарили реликвию с непонятной судьбой. Чтобы развеять сомнения, пришлось покопаться в литературе, прибегнуть к помощи специалистов из католической церкви - аутентичность происхождения была доказана. А потом возник профессиональный интерес, благо недостатка в "загадочных" реликвиях и "старинных" артефактах нет. Сейчас даже в каталогах антиквариата и на интернет-аукционах можно увидеть не только средневековые доспехи или драгоценности, но и частицы мощей святых. Зачастую, по словам Михаила, подделки налицо:

- Стоимость реликвий не такая заоблачная, как у произведений искусства, потому и фальсификации низкопробны. Порой в погоне за деньгами мошенники теряют чувство реальности - я держал в руках "артефакт XVII века", часть которого была пластмассовой, видел "документ XIX века", отпечатанный на струйном принтере. Меня просили помочь перевезти в Россию огромные по историческим меркам части "чудотворных мощей святого Димитрия", пару лет назад на продажу в Интернете выставили "череп апостола Филиппа"... Тут и экспертиза не нужна - вероятность того, что столь крупные подлинные реликвии могут находиться у частных лиц, нулевая. В каталогах антиквариата бывают вещи, похожие на подлинные. Скажем, классические католические реликварии примерно середины XIX века: один с частью мощей святого Лаврентия, другой - с частицей плаща Иосифа Обручника. И хотя мои выводы основаны на опыте - видел десятки подобных реликвий, знаю виды сургучных печатей для их освидетельствования, - я все равно говорю, что необходимо изучить предметы пристальнее. А когда предлагают аналогичный артефакт "XVIII века с частицей Святого Креста" и современной печатью, для имитации устаревания вывалянной в грязи, это явный обман. Наверное, было бы правильно запретить открытую продажу церковных святынь, как предлагают американские католики.

Все ходы записаны

Отличить старинную печать от новодела или доказать, что за частицу древа от Креста Господня выдают сосновую щепку, можно при помощи вполне обычного лабораторного оборудования. В Воронежском госуниверситете новому Центру выделили мощный микроскоп. При необходимости в экспертизе участвуют специалисты с разных кафедр - химики, биологи, историки.

Верификация реликвий - мировая научная практика. На Западе подобные исследования ведут крупные ученые на самой современной аппаратуре. По просьбе Ватикана светские специалисты в области археологии, антропологии и радиоуглеродного анализа в свое время изучали Туринскую плащаницу и освидетельствовали мощи святителя Николая Мирликийского. Предметом изучения были мощи апостола Луки, хранящиеся в Падуе. Генетический анализ установил сирийское происхождение человека, чьи останки там покоятся, - а Лука, по церковному преданию, был именно сирийцем. Доказано, что умерший жил в первые века нашей эры и, судя по найденной в тканях пыльце растений, в Палестине. Это также соотносится с биографией апостола. Наконец, мощи оказались полностью совместимы с черепом святого Луки, имевшимся в Праге, и несообразны с тем, что выдавалось за его же голову в Риме. Сомнительную реликвию изъяли из поклонения.

В Воронеже мечтают поднять экспертизу артефактов на столь же высокий уровень.

- Такие исследования близки к изучению предметов культуры и искусства, которым занимается ряд бюро, в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Но наша сфера интересов ближе к религиоведению, - подчеркивает Михаил Артеев. - Наука не оценивает "степень святости" реликвии, не судит о подлинности событий, связанных с ее судьбой. Можно лишь определить происхождение предмета и его историю. Быть уверенным в аутентичности святыни православному священнослужителю не менее важно, чем католическому.

Многие древние реликвии - относящиеся к жизни Христа, Богородицы, апостолов и первых святых - в конце средних веков оказались в Европе. После Тридентского собора любые значимые операции с этими предметами четко оформлялись на бумаге, заверялись печатью епископа. Подобной системы правил в России не было и нет, но на многие реликвии есть дарственные либо документы, составленные еще до ввоза святынь в страну (например, из Греции). При раздроблении мощей и их перемещении составляют сопроводительные письма. А вот фальсификации "чисто русских" реликвий представить трудно, считает эксперт воронежского Центра - директор зональной научной библиотеки ВГУ Аркадий Минаков:

- В этом просто нет необходимости. Может встать другой вопрос - об идентификации мощей новомучеников и новопрославляемых святых. Исследование мощей, возвращенных Церкви после перестройки, тоже входит в область нашей компетенции.

История с продолжением

Кстати, о специалистах. ВГУ с сентября 2012-го будет готовить магистров по программе "История православной церкви". Часть из них и привлекут к исследованию и экспертизе реликвий.

- В последнее время - с подачи МГУ и СПбГУ - изучение истории Вселенской и православной церкви как светская дисциплина внедряется в практику преподавания в вузах, - отмечает куратор программы Аркадий Минаков. - Отношения между Церковью и государством, церковное искусство, духовная литература и образование - эти феномены требуют научного осмысления. ВГУ уже сотрудничает с Воронежско-Борисоглебской епархией и местной семинарией. У нас прекрасная база - одно из крупнейших научных книгохранилищ страны, ценнейший фонд редких книг. На их примере можно и нужно знакомить будущих экспертов с образчиками старинной бумаги, шрифтами, особенностями чернил и маргиналий на полях.

Одной из первых задач для учащихся станет формирование электронного каталога христианских реликвий - с описанием, историей, информацией о местонахождении каждой и академическими ссылками на профильные исследования. Многие научные труды не переведены на русский, поэтому у магистров будет шанс получить языковую практику.

Михаил Артеев: учить или не учить

- Есть мнение, что в системе светского высшего образования недопустимы программы, связанные с религией. Но вот пример. Вся страна говорила о митинге на Болотной площади, собравшем тысячи человек. А немногим ранее поклониться Поясу Богородицы вышло три миллиона россиян! И они стояли целыми днями. Вспомним, что Рамзан Кадыров привез в Чечню волос и чашу пророка Мухаммеда. Вспомним повальное увлечение мистификациями писателя Дэна Брауна. Вера - часть общественной жизни. Неужели это не интересно изучить? Так, христианская цивилизация немыслима без истории Креста, на котором распяли Иисуса. В Европе даже войны затевались из-за права владеть тем, что от него уцелело. На протяжении веков частицы Креста в знак благодарности дарили монархам, епископам, аристократам как особый предмет почитания. Жан Кальвин в XVI веке заявил: этих щепочек развелось так много, что можно построить корабль. Но кто-то из въедливых иезуитов конца XIX века подсчитал объем всех известных частиц и доказал, что в сумме они образуют в лучшем случае треть оригинального Креста... Я знаю православных олигархов, которые не только финансировали экспертизу и получение святынь для опекаемых ими храмов, но и постоянно возят с собой реликвии. Да-да, подобно легендарному Роланду, в рукояти меча которого хранились частицы святых мощей. Люди ищут благословения, защиты. Думаю, святыни остаются точками, где человек эпохи постмодерна материально соприкасается с духовными корнями цивилизации.

Справка "РГ"

Первые подделки реликвий известны с начала II тысячелетия нашей эры: общинам верующих хотелось иметь мощи особо почитаемых святых, и мошенники этим пользовались. Позднее стали появляться копии некоторых реликвий, имевших отношение к Страстям Христовым. Крест, гвозди, титло (табличка с надписью INRI "Иисус Назарянин, Царь Иудейский"), терновый венец и копье сотника были обретены в IV веке при раскопках в Палестине. Места их пребывания рассредоточены по Европе и привлекают большое количество паломников.

Наука Воронеж Центральная Россия