В прошлом году в Тюмени появилось 183 новых предприятия, оказывающих бытовые услуги населению. Вместе с тем 114 из ранее действовавших прекратили существование.
Такая тенденция в регионе наблюдается уже на протяжении ряда лет. Одни предприниматели, не зная нюансов работы на этом рынке, пробуют свои силы, другие, напротив, с него уходят. По данным городского департамента потребительского рынка, в областном центре зарегистрировано 1059 объектов бытового обслуживания. Почти половина из них - парикмахерские, плюс около 160 ателье, столько же мастерских по ремонту обуви, 66 предпринимателей занимаются ремонтом телерадиоаппаратуры, около 50 держат химчистки.
Теоретически в Тюмени на 600 жителей приходится одно предприятие бытового обслуживания. Однако без проблем заменить каблук или починить часы можно лишь в центре города. В большинстве остальных районов это сделать затруднительно.
По мнению руководителя некоммерческого партнерства (НП) "Объединение предприятий и индивидуальных предпринимателей сферы бытовых услуг Тюменской области" Нины Клочковой, одна из главных причин, сдерживающих развитие отрасли, - невысокая рентабельность. Порядка 80 процентов бытовиков не в состоянии арендовать помещения там, где услуга фактически востребована.
Платежеспособность населения такова, что вздувать расценки на услуги бесполезно - они просто не будут пользоваться спросом. Между тем коммунальные тарифы для бизнеса непомерно высоки. Долгое время НП дискутирует по этому поводу с управляющими компаниями, и в конце концов бытовикам удалось добиться, чтобы основные услуги - тепло- и водоснабжение - им предоставлялись по тем же расценкам, что и населению. Но и это не решило всех проблем.
- Наше предприятие располагается на первом этаже жилого дома, и никто не может объяснить, почему тепловая нагрузка у нас в три раза выше, чем у тех, кто живет над нами, - приводит пример Нина Клочкова. - Мы долго добивались справедливости. Вызывали специалистов, скрупулезно высчитывали, сколько тепла к нам поступает и сколько теряется. В итоге добились снижения нормативов в 2,5 раза. Но не каждый готов спорить с коммунальными службами.
Та же ситуация с вывозом мусора. Помимо того, что в отношении бытовиков действуют необоснованно высокие нормативы, каждый обязан ежеквартально отчитываться, сколько отправляет в мусорный контейнер состриженных волос, старых подошв или остатков краски. Большинство не в состоянии самостоятельно правильно составить такой отчет.
Никто не занимается анализом рынка, сетуют предприниматели, а значит, не просматриваются и перспективы его развития. Правда, на местном уровне бытовикам стали уделять больше внимания. В прошлом году разработана и утверждена целевая программа развития потребительского рынка Тюмени. Несколько предприятий, оказывающих социально значимые услуги, получили налоговые преференции, возможность арендовать по льготной ставке помещения, оформить целевые займы в областном фонде развития и поддержки предпринимательства. Так, на приобретение помещений и оборудования направлено порядка 10 миллионов взятых в фонде рублей. Еще около 200 миллионов бытовики смогли получить в кредитных учреждениях под поручительство регионального гарантийного фонда. Но этого все же мало.
Остается непроработанным и кадровый вопрос. По мнению игроков рынка, необходимо в масштабах города да и области проанализировать, сколько конкретно требуется профессиональных сапожников, мастеров по ремонту техники и прочих специалистов. И самое главное - обучить их.
Много вопросов у бизнеса и по поводу готовящейся к внедрению патентной системы, которая должна заменить единый налог на вмененный доход. Платить за патент выгоднее, заверяют власти. Но пока представлен для ознакомления лишь разработанный два года назад проект закона, который, по оценке бытовиков, непрост для исполнения и к тому же не дает ответа на главный вопрос: кого именно коснется патентная система. Необходим подобный закон на региональном уровне, считают бизнесмены.
- С ростом ставки социального налога многие уже ушли в тень, - говорит Нина Клочкова. - Мы не пропадем: возьмем нитки-иголки и будем работать на дому. Проблема в другом: что от этого будут иметь город и область?
Анатолий Канов, директор департамента потребительского рынка администрации Тюмени:
- В прошлом году предприятия бытового обслуживания оказали населению услуг почти на 3,5 миллиарда рублей. Впервые в посткризисный период в отрасли наметился рост физического объема предоставленных услуг - к уровню 2010-го он составил примерно шесть процентов.
Можно говорить о стабилизации отрасли, однако обеспеченность населения Тюмени бытовыми услугами составляет лишь 76 процентов. Другая проблема: несмотря на общий рост числа предприятий, количество занятых в сфере бытового обслуживания не увеличивается. Сегодня в ней работают чуть более четырех тысяч человек. Это говорит о том, что часть бизнеса уходит в тень. Крайне редко на предприятиях бытового обслуживания применение новых технологий. Очень слабо развита сетевая структура: всего у 60 предпринимателей в активе от двух до пяти объектов, все остальные - одиночки.
В 2011 году департаменту потребительского рынка вернули функции создания в городе условий для обеспечения населения услугами бытового обслуживания. На уровне города разработан и обсуждается проект нормативного документа, который призван урегулировать все вопросы, связанные с работой предприятий этой отрасли.
Между тем
Буквально на днях правительство региона обратилось к ассоциации предприятий бытового обслуживания, предложив заключить договор о сотрудничестве. У бытовиков появилась надежда, что решение многих проблем, которые копились годами, теперь сдвинется с места.