Многочисленные нарушения исполнения местных бюджетов во многом вызваны несовершенством финансового законодательства. К таким выводам пришли депутаты Законодательного собрания Свердловской области, проанализировав итоги специальных проверок Счетной палаты в трех муниципальных образованиях.
Больше всего вопросов у ревизоров возникло к администрации Красноуфимского округа. Речь идет о расходах, не связанных с решением вопросов местного значения, и о несоответствии многих местных нормативно-правовых актов требованиям действующего законодательства. Как сообщил зампредседателя Счетной палаты Геннадий Безруков, в этом МО общая сумма нарушений бюджетного законодательства в 2010 году перевалила за 88 миллионов рублей. В частности, мэрия выдала муниципальные гарантии унитарным предприятиям на 27 миллионов для покрытия затрат на приобретение горюче-смазочных материалов, не прописав в договорах условия для регрессных исков: чем заемщики погасят кредит, если не смогут вернуть деньги?
Глава округа Павел Лосев представил программу мероприятий по устранению выявленных нарушений, поэтому депутаты решили оставить вопрос на контроле и дать МО возможность этот план выполнить. Впрочем, некоторые парламентарии возмутились: мол, если деньги потрачены на благое дело, хоть и с нарушениями, то получается - никто не виноват? И предложили передать материалы проверок в прокуратуру. Однако большинство все же решило, что с дисциплинарными мерами спешить не стоит.
Вообще-то выявленные нарушения должны стать поводом для анализа: почему в реестре расходных обязательств не хватает денег на ГСМ? Оказывается, тарифы растут быстрее, чем рассчитывают муниципальные чиновники. К тому же в местных бюджетах недостаточно средств на содержание котельных. Депутаты решили сформировать рабочую группу для разработки программы поддержки проблемных территорий.
В той или иной степени нарушают бюджетное законодательство практически везде. Так, в Артинском городском округе местный контрольно-счетный орган не проверил половину из основных распорядителей бюджета. В итоге, например, 277 тысяч рублей трансфертов из областного бюджета были незаконно направлены на погашение текущей задолженности за коммунальные услуги.
В области немало высокодотационных муниципальных образований - у которых собственные доходы не превышают 30 процентов бюджета. И это накладывает большие ограничения на использование средств казны. Так, Ирбитский городской округ формально не имел права финансировать пожарные части. Однако местные власти все же были вынуждены потратить 4,6 миллиона рублей на создание пожарных депо в отдаленных населенных пунктах, ведь пожарные из Ирбита не успевали вовремя прибыть в эти деревни. Похожая ситуация и с местной гордостью - музеем Речкалова, который округ также не имел права финансировать, но не мог и закрыть этот важный объект патриотического воспитания. После вмешательства парламентариев областное минкультуры пообещало решить вопрос с финансированием, сделав ряд муниципальных музеев филиалами областных.
Сегодня большинство нарушений во всех трех муниципалитетах уже устранены. В целом, как отметил аудитор Счетной палаты Валерий Шарин, задача контролеров - "не посадить, а выявить системные ошибки".
Владимир Терешков, председатель комитета Законодательного собрания по бюджету, финансам и налогам:
- После проверки мы задавали вопрос аудиторам: муниципальное образование нарушало бюджетное законодательство с корыстной целью или нет? Ответ был однозначный: нет. Просто многие моменты до сих пор не регулируются законом. И муниципалитет вынужден в некоторых ситуациях действовать противоправно, защищая интересы своей территории и граждан. Плохо, что чиновники на местах не разбираются в правовых нюансах.