Органы финансовой полиции республики проверят эффективность использования финансовых средств в рамках проекта "Таза Суу" ("Чистая вода").
Парадоксально, но факт. В Киргизии сосредоточено 80 процентов пресной воды всего Центрально-Азиатского региона. По ее территории протекает несколько полноводных рек, которые затем питают несколько стран. В это же время население республики испытывает нехватку как питьевой, так и воды для орошения полей.
Как заявила "РГ" директор Агентства развития и инвестирования сообществ (АРИС) Эльмира Ибраимова, в Киргизии более 60 процентов сел не имеют централизованных систем водоснабжения. Жители вынуждены брать воду из арыков либо ежедневно преодолевать несколько километров до ближайших источников. По информации директора департамента сельского водоснабжения Аскара Токтошева, в целом по республике чистой питьевой водой обеспечены менее трети (27,1 процента) сел.
Проблему водоснабжения в регионах пытались решить на протяжении двух десятков лет. На это уходили значительные суммы. Только в прошлом году на проект "Система водоснабжения города Джалал-Абад" международные доноры выделяли 16,7 миллиона евро. Еще 28 миллионов долларов направлял на программы по улучшению управления водными ресурсами Всемирный банк. Швейцария уже в этом году дала 10 миллионов евро. И это не считая тех сумм, которые были выделены Киргизии ранее.
Итак, на что и как были потрачены деньги? Куда утекли "валютные реки", коль чистая вода по-прежнему остается во многих селах дефицитным ресурсом?
Самые большие вливания поступали в уже упомянутый выше проект "Таза Суу". Он был первым и самым крупным в этой сфере. На его реализацию выделялось около 40 миллионов долларов. Проект запустили около 12 лет назад, а сегодня большинство экспертов в области водоснабжения сходятся во мнении, что он полностью провален.
Тем не менее, по утверждению Аскара Токтошева, в нынешнем году Азиатский банк развития намерен выделить Киргизии еще один транш на проект в размере 47 миллионов долларов. Получили пока десять. Следует сказать, что в текущем году Киргизия должна начать расплачиваться по первому траншу, который выделял в свое время на проект Всемирный банк, а с 2008-го государство уже выплачивает по обязательствам за "Таза Суу" другому донору - АБР. Но воды в большинстве сел как не было, так и нет.
На днях, выступая на заседании парламента, депутат Эгемберди Эрматов заявил, что "люди, осуществлявшие "Таза Суу", стали миллионерами". Законодатель убежден: проект реализовывался по коррупционной схеме.
- Те, кто работали в проекте, не думали о населении, - подчеркнул Эрматов. - На деньги, выделенные на питьевую воду, они построили себе особняки. Даже тракторы, которые были куплены для очистки арыков, перешли в частную собственность. Все знают о факте хищения средств в Кадамджайском районе Баткенской области. Там после прокладки водопровода у людей вода из кранов текла только месяц-два. Это известный факт. А о скольких случаях хищения средств мы и не догадываемся?
По фактам хищений неоднократно возбуждались уголовные дела. Расследование вели едва ли не все действующие в Киргизии правоохранительные структуры и даже Генеральная прокуратура. Однако пока ни одно из дел до суда не дошло. Часть скандальных материалов и вовсе уничтожена огнем. Во время смены власти в апреле 2010 года, напомним, неизвестные подожгли здание Генпрокуратуры. Между тем, следствием были установлены схемы, которым мог бы позавидовать даже Остап Бендер.
Например, чтобы выиграть тендер на строительство, отечественным компаниям было необходимо располагать оборотными средствами в объеме 300-500 миллионов сомов. Организации, которые занимались сельским строительством, таких средств не имели. Чтобы участвовать в конкурсе, порядка двадцати предприятий решили объединиться в акционерное общество "Астек холдинг". Тендер выиграли и приступили к работе. Но через некоторое время несколько менеджеров холдинга исчезли. Вместе с ними недосчитались и крупных сумм.
Сегодня парламентарии придерживаются версии, согласно которой подрядчики завышали цены на стройматериалы. Есть сведения, свидетельствующие: под видом новых труб использовали старые. Правительство неоднократно отмечало, что у многих компаний, выигравших тендеры на строительные работы, нет ни техники, ни офисов, ни телефонов. А главное - затратив огромные средства, работу они так и не довели до конца.
Бывший руководитель проекта Азиатского банка развития Роберто Вайна, в свою очередь, отмечал, что в Киргизии слишком легко получить лицензию на строительство. Поэтому, по его словам, многие подрядные организации, с которыми были заключены договоры, существовали лишь на бумаге. Из 55 организаций, действующих на 102 участках, 22 были исключены из проекта и с ними разорваны контракты.
"РГ" удалось выяснить в прокуратуре, что тендер на реализацию проекта осуществлялся с нарушениями киргизского законодательства. Но, кроме этого, были и другие существенные недочеты. Например, нет точных сведений о средствах, собранных у народа (в проектах было предусмотрено долевое участие самих сельчан), картах или планах работ. При этом многие нуждающиеся в воде населенные пункты так и не попали в проект. А в некоторых водопроводы прокладывали на селе-опасных участках. Так, к примеру, случилось в селе Кара-Мойнок Лейлекского района Баткенской области. После того как сошел сель, от значительной части водопровода не осталось и следа...
Справка "РГ"
По данным Генеральной прокуратуры, за 2004-2008 годы по 18 уголовным делам, возбужденным по проекту "Таза Суу", ущерб составил почти 47 миллионов сомов. Возмещено в ходе расследования только 4 миллиона.
Эгемберди Эрматов, депутат Жогорку Кенеша комментарий
- Сейчас по ряду уголовных дел, связанных с проектом "Таза Суу", проводится судебно-строительная экспертиза. Всплывают факты откровенного мошенничества. К примеру, в селе Сафаровка, завысив объемы работ, умыкнули более трех миллионов сомов. Или возьмем Суусамыр. По документам следует, что траншею под трубы в некоторых населенных пунктах вырыли глубиной 2,5 метра, тогда как в реальности - всего 1,5 метра. В итоге водопровод вышел из строя зимой из-за промерзания грунта. Во многих районах вода поступает к людям без предварительной очистки, так как нет специальных сооружений.
В ходе реализации программы "Таза Суу" практически везде наблюдались недоделки и просчеты. При подписании договоров правительством и банками не учитывались местные условия, инфляция и другие факторы. Недостаточное изучение истории подрядчиков, их технического оснащения и опыта приводило к тому, что предложение наиболее низкой цены становилось главным при выборе. Сегодня правительство ссылается на то, что все ошибки были допущены прежними составами кабинета министров. Но от признания этого факта вода в домах сельчан не появится.