11.03.2012 00:30
В мире

В Польше рассказали о недочетах в подготовке полетов первых лиц

В Польше рассказали о недочетах в подготовке полетов первых лиц
Текст:  Ариадна Рокоссовская
Российская газета - Федеральный выпуск: №52 (5725)
Читать на сайте RG.RU

Полет президентского лайнера в Смоленск 10 апреля 2010 года изначально не должен был состояться. К такому выводу пришла Высшая контрольная палата Польши, представившая доклад об ошибках и недочетах в организации перелетов первых лиц государства в 2005-2010 годах.

В докладе, представленном Высшей контрольной палатой, проанализирована деятельность всех ведомств, в той или иной мере ответственных за подготовку полетов первых лиц страны, а это в том числе министерство обороны, МИД, МВД, канцелярии президента, премьер-министра, обеих палат парламента.

Недочеты и ошибки выявлены в деятельности большей части этих структур. "Отсутствовала последовательная система процедур, а существующие правила во многих случаях игнорировались, трагическим примером чего стал полет 10 апреля 2010 года", - говорится в документе. Из отчета следует, что полеты в Смоленск премьер-министра Польши Дональда Туска 7 апреля и президента Леха Качиньского 10 апреля 2010 года состоялись в обход существующей процедуры. Действовавшая в этот период инструкция об организации полетов лайнеров с первыми лицами на борту позволяла вылет и посадку только на действующих аэродромах, внесенных в специальный реестр 36-го авиационного полка министерства обороны, занимавшегося транспортировкой правительственных делегаций. Аэродром Смоленск-Северный в означенном реестре на момент полета отсутствовал. А это значит, что, по правилам, там могли приземляться только вертолеты - после предварительного осмотра территории.

"Может показаться, что это формальность, - сообщил в интервью "Польскому радио" председатель контрольной палаты Яцек Езерский, - но это повлекло за собой трагические последствия. В частности, для этого аэродрома не готовили международного метеопрогноза. У пилотов перед вылетом не было этого прогноза погоды. А в случае любого действующего аэродрома он бы у них был. Отсутствие такой информации о погоде стало одной из причин катастрофы". По мнению Езерского, Ту-154 должен был приземляться на другом аэродроме, внесенном в реестр, откуда членов делегации можно было бы перевезти в Катынь на вертолетах или автотранспортом.

В докладе также говорится о том, что в 36-й специальный полк (ныне расформированный) попадали слабо подготовленные пилоты. Из-за достаточно невысокой в сравнении с гражданской авиацией оплаты труда и ограниченных карьерных возможностей за период с 2005 по 2010 год полк покинули 34 опытных авиатора, а это - около половины летного состава. Яцек Езерский также подтвердил информацию о том, что пилоты этого полка не проходили достаточного обучения на тренажерах. Он сообщил: для того, чтобы иметь возможность летать, они подделывали документы о таких тренировках.

"В связи с ростом числа заявок на авиаобслуживание VIP-персон у пилотов не было времени на тренировочные полеты. Чтобы сохранить свое право работать на самолетах VIP-ов, они вписывали в отчетность, например, невыполненные полеты в трудных условиях", - рассказал председатель Высшей контрольной палаты. Полный текст этого доклада должен быть передан в варшавскую прокуратуру. Однако уже сейчас известно, что с некоторыми его тезисами не согласны в канцелярии премьера и в МИД Польши.

Польша