12.03.2012 00:40
Экономика

Цены на топливо могут начать расти в апреле

Цены на топливо могут начать расти в апреле
Текст:  Юлия Кривошапко
Российская газета - Столичный выпуск: №53 (5726)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня вице-премьер Игорь Сечин планирует провести совещание по топливно-энергетическому комплексу. Как стало известно "РГ", один из возможных вопросов для обсуждения - ситуация с ценами. По прогнозам экспертов, уже в апреле топливо может подорожать на три-пять процентов.

С начала года цены на бензин не повысились. О том, что стоимость топлива не должна увеличиться, на одном из селекторных совещаний министерства энергетики, в январе говорил глава ведомства Сергей Шматко.

"С вертикально интегрированными компаниями мы в плотном контакте и контролируем ситуацию, - заверил тогда министр энергетики. - С независимыми АЗС сложнее. Поэтому прошу поддержки руководителей регионов. Нужно внимательно проследить, как эти заправки соблюдают договоренности. Для нас принципиально, чтобы цены оставались на уровне декабря прошлого года. Даже с учетом роста акцизов".

Вскоре после этого российские СМИ сообщили, что вице-премьер Игорь Сечин до конца марта поручил минэнерго, минфину и минэкономразвития разработать механизм компенсации потерь, которые понесли нефтяники из-за замораживания цен на топливо. По некоторым данным, в качестве одного из вариантов обсуждалась возможность снижения экспортных пошлин на дизель и мазут.

Однако получат ли нефтяники какие-либо компенсации - это еще большой вопрос.

Как утверждают в минэнерго, никакой заморозки цен в итоге не было, а значит, и компенсировать ничего не надо.

В пресс-службе ведомства "РГ" пояснили, что договоренности, о которых говорил Сергей Шматко, "не содержали юридических обязательств и предусматривали прежде всего меры, направленные на полноценное наполнение рынка нефтепродуктов и удовлетворение спроса в необходимом объеме". И то, что топливо, как и хотели чиновники, не выросло в цене, было обусловлено объективными факторами.

"Смысла договариваться о заморозке цен действительно не было, - комментирует "РГ" ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. - Объемы производства топлива выросли, плюс мы получили сезонное снижение потребления. В результате соотношение спроса и предложения изменилось в пользу последнего, и цены замерли".

Об этом же на "Деловом завтраке" в РГ" говорил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. По его словам, стоимость топлива на бензоколонках в январе-феврале полностью соответствовала параметрам на внешнем рынке, за вычетом экспортной пошлины и транспортной логистики. В минэнерго отмечают, что в последние несколько месяцев топливо не только не дорожало, но и заметно подешевело. Причем тренд коснулся как средних оптовых цен на нефтепродукты, так и розничных цен на заправках. Так, бензин марки Аи-92 продавали по 26,72 рубля за литр, Аи-95 стоил 28,66 рубля за литр, а зимний дизель можно было купить по цене в 28,55 рубля за литр.

Но счастье автолюбителей было недолгим. Даже если предположить, что какие-то договоренности по заморозке цен все-таки были, теперь у нефтяников развязаны руки.

По прогнозам экспертов, топливо начнет заметно дорожать уже в середине апреля. "В году традиционно два пика потребления бензина: начало мая и первая половина сентября. Поэтому в апреле нефтяники уже могут начать потихоньку поднимать цены, тем более что формальные основания для этого у них есть, - говорит Танкаев. - Пока еще продолжается реконструкция наших нефтеперерабатывающих заводов, завершение которой позволило бы производить больше бензина и обеспечить стабильное превышение предложения над спросом. И равновесие между двумя этими параметрами очень неустойчивое".

Впрочем, по информации минэнерго, производство и отгрузка высокооктановых бензинов на внутренний рынок растут. Первичная переработка нефтяного сырья с начала января увеличилась на 6,4 процента, составив 47,382 миллиона тонн. А производство автомобильного топлива выросло на 7,7 процента, достигнув 6,795 миллиона тонн. Запасы топлива, которые успели сделать нефтяники, составляют 1,594 миллиона тонн.

По мнению Рустама Танкаева, это должно сгладить ценовые скачки. "Резкого роста стоимости топлива в ближайшее время ожидать, скорее всего, не стоит. А вот когда потребление превысит те объемы, которые успели запасти, ценники будут меняться заметнее", - уверен эксперт.

В целом грядущие изменения цен на рынке топлива вряд ли могут внушить оптимизм автолюбителям. Единственным утешением может служить лишь то, что особенно пристальное внимание ситуации в этой сфере уделяет ФАС. Напомним, в январе президент дал антимонопольному ведомству задание проследить за ценами на бензин и другие виды топлива. Они не должны необоснованно завышаться.

Кстати

Минэнерго и минсельхоз договорились о том, что в этом году топливо для посевной аграрии будут получать со скидкой в 30 процентов. Объем поставок льготного топлива в марте-июне составит 1376,46 тысячи тонн - на 15,8 процента больше, чем в прошлом году.

Энергетика