Итальянская культура в настоящий момент остро нуждается в финансовой поддержке. По данным национальной ассоциации по защите культурного наследия, в 2012 году госфинансирование культурных объектов сократится на 60 процентов. Поэтому государство обещает физическим и юридическим лицам, решившим вложить деньги в культуру, образование и науку, сокращение подоходного налога на 19 процентов. Единственное условие, которое выдвигают власти: сумма инвестиции не должна превышать 2 процентов от общего дохода физического лица или организации. Налоговые послабления, несомненно, являются сильным стимулом для меценатов, но все же, как выясняется, далеко не самым главным.
При более внимательном изучении вопроса, напротив, возникает мысль, что сами меценаты нуждаются в культуре чуть ли не в большей степени, чем культура в них. В современной Италии существует ряд престижных культурных объектов, к финансированию которых допускают далеко не всех желающих. Претендент должен соответствовать, по крайней мере, двум критериям: обладать безукоризненной репутацией и, конечно, энным количеством сводных денежных средств. Одним из главных достояний Италии по-прежнему является опера, а самым главным итальянским оперным театром всех времен или народов был и остается театр Ла Скала. Неудивительно, что итальянские бизнесмены отчаянно борются за право войти в "Фонд Театро Ла Скала", в котором до недавнего времени состояли исключительно представители крупнейших итальянских банков и энергетических компаний. В последние годы к ним активно стали подключаться известные модные дома. К примеру, недавно владелец крупнейшей модной группы "Тодс" Диего Делла Валле раскошелился на 5 миллионов 200 тысяч евро, чтобы оказаться среди "избранных" покровителей знаменитого миланского театра. По проторенной дорожке Делла Валле идет также Миучия Прада, вложившая немалые средства в реставрацию знаменитого палаццо Ка Корнер в Венеции. Почти у всех модных домов сегодня есть специальные "Фонды" их имени, занимающиеся спонсированием выставок и всевозможных культурных проектов не только в Италии, но и по всему миру. Зачем, спрашивается, всемирно известным модельерам, несущим сегодня из-за кризиса многомиллионные убытки, вкладывать деньги, в зачастую капризные и трудно окупаемые проекты? Но помимо тщеславия и по-человечески понятного желания оставить свой след в истории, ими движет самый что ни на есть банальный коммерческий интерес. Даже если проект по каким-то причинам не окупился, компанию, не жалеющую денег на культуру, волей-волей начинают больше уважать и, соответственно, строить с ней более серьезные и долгосрочные деловые отношения. Казалось бы, ничего нет плохого в том, что модные дома заботятся о своей репутации. Этим "грешат" абсолютно все: и банкиры, и нефтяные магнаты. Но общественное мнение пока не готово воспринимать представителей мира моды в качестве серьезных инвесторов.
С 2006 года итальянский фонд окружающей среды регулярно проводит акцию "Меценаты за один евро". Несмотря на то что в дни проведения этой акции осмотр достопримечательностей совершенно бесплатный, посетители при желании могут сделать единоличный взнос в 1 евро и почувствовать себя настоящим меценатом. Собранные средства (они иногда доходят до нескольких сот тысяч) идут на содержание и реставрацию памятников, находящихся в аварийном состоянии.