В мэрии Москвы не готовится поправок в 54-ФЗ, регулирующих проведение митингов и шествий. Никаких поручений от мэра на этот счет не поступало. С таким заявлением выступил вчера на брифинге заммэра столицы Александр Горбенко.
Уточняя позицию московских властей по этому вопросу, он успокоил журналистов: "Мэрия не собирается в экстренном режиме предпринимать попытки
ужесточения существующего законодательства". По мнению заммэра, такого рода действия - самый глупый способ, используя который, можно только усилить критические настроения в городе.
Тем не менее, по личному мнению Александра Горбенко, 54-ФЗ, принятый в 2004 году, действительно нуждается в доработке, так как "он из той жизни, а мы все уже - в другой". Время же выявило в нем много белых пятен. Например, в восьмой статье записано, что публичные мероприятия могут проводиться в приспособленных для этого местах, а что это такое - не уточнено. "Выходит, организаторы могут подать заявку на шествия по Кутузовскому проспекту на каждый из 365 дней, - говорил Горбенко. - Так что же, на весь год перекрывать движение транспорта?" Он считает, что лучшим выходом для всех - и для властей, и для самих организаторов массовых мероприятий, было бы иметь четкий перечень мест, наиболее комфортных и безопасных для участников митингов с указанием вместимости народа каждого из них. Это позволит и тем, и другим принимать более взвешенные решения при выборе площадки для митинга или шествия. Новый Арбат, на пешеходной части которого в минувшую субботу митинговала оппозиция, по его словам, место как раз не удачное, так как там плохо доходит звук до собравшихся, очень близко расположена приезжая часть и по соседству находится много торговых точек, чью работу мероприятие затруднило.
"Какую площадку вы выберете в мае, когда оппозиция пообещала вывести на улицы города миллион человек?" - поинтересовались журналисты у заммэра. "Надо думать, - ответил Горбенко. - Столько еще не было". И пошутил: "Наверное, только на присоединенных территориях".
Еще одним недостатком 54-ФЗ Горбенко считает слишком большую ответственность за безопасность, который он возлагает на организаторов массовых акций. Мэрия по этому документу имеет право лишь предупредить их и потребовать остановить нарушение порядка: "Но как пять человек-организаторов быстро остановят 50-тысячный митинг, если это трудно сделать даже ГУ МВД? Я бы с них снял эту ответственность и переложил ее на городские власти". Именно безопасность, по словам заммэра, должна быть самым главным критерием любого массового мероприятия. Она же, к его сожалению, после событий на Пушкинской площади подвергнута в глазах москвичей сомнению - ведь если еще на Болотную они шли семьями, с детьми, то уже на Новом Арбате детей было не увидеть. Докладная записка главы комплекса городского хозяйства заммэра Петра Бирюкова о трудностях, которые испытывает городское хозяйство в связи с регулярным перекрытием улиц из-за митингов, по словам Горбенко, обычный служебный документ, который готовят городские ведомства для мэра о ситуации в городе: "Я читал ее, в ней ничего критичного нет". Также не считает он критичными и затраты столичного бюджета на проведение митингов: "Все, что происходит в общественно-политической жизни города, не стоит переводить в копейки и литры бензина". В ответ на вопрос, изучают ли столичные власти опыт западных стран, прочитал вслух свежую информацию из Женевы, как там провели референдум, в ходе которого установили драконовский штраф за любое нарушение порядка при проведении митингов (см. с.8), и прокомментировал: "Для стран с устоявшейся демократией это может быть уже не нужно, а нам всем уличная активность при демократическом строительстве нужна".
"И все-таки будет ли в Москве спадать митинговая активность?" - спросили журналисты. "Не хочу примерять на себя роль Павла Глобы, - сказал на это Александр Горбенко. - Но судя по количеству участников митингов, она уже идет на спад. Что будет дальше - во многом зависит от того, как власти реагируют на требования людей, как идут в стране реформы, а не от того, будет скорректирован 54-ФЗ или нет". Ну а если социальный запрос на его изменение все-таки поступит, то его проработкой займется прежде всего гордума, опираясь на широкое публичное обсуждение и социологические исследования.