13.03.2012 00:48
Экономика

Эксперт: Без госгарантий использование поручительства не востребовано

Текст:  Елена Березина
Российская Бизнес-газета - Государственно-частное партнерство: №10 (839)
Читать на сайте RG.RU

Коллегия Счетной палаты РФ (СП РФ) рассмотрела результаты мониторинга предоставления в 2011 году государственных гарантий. Анализ принятых правительством России нормативных актов, утвердивших Правила отбора инвестиционных проектов и принципалов и предоставления госгарантий предпринимателям в 2010-2011 годах для их осуществления, показал, что при наличии определенных системных недостатков в области госконтроля установленные правила имели достаточно необходимых требований и условий для оптимальной организации процесса государственной гарантийной поддержки юридических лиц.

Проверка, проведенная Счетной палатой, также показала, что существенным недостатком правил является отсутствие в них требования к Министерству финансов России производить анализ финансового состояния принципалов. Это противоречит Бюджетному кодексу, согласно которому анализ финансового состояния принципала в целях предоставления государственной гарантии проводит минфин в установленном порядке. Также Правила не предусматривают реального механизма государственного контроля за целевым использованием заемных средств, привлекаемых под государственную гарантию.

- Действующее бюджетное законодательство предусматривает предоставление госгарантий при наличии обеспечения исполнения обязательств юридическим лицом (принципалом) удовлетворения регрессного требования к нему в связи с исполнением госгарантии. Таким обеспечением могут быть банковская гарантия, поручительство, залог имущества (ст. 115.2 и 93.2 Бюджетного кодекса). Зачастую организации, испрашивающие госгарантии в обеспечение возврата кредитных средств, не имеют возможности предоставления указанного обеспечения. Например, по причине отсутствия средств для оплаты банковской гарантии или отсутствия имущества, которое может быть передано в залог, из-за передачи его в залог по тому же кредиту, по которому испрашивается госгарантия. Представляется, что данная норма практически сводит на нет экономическую целесообразность использования механизма госгарантий, - отмечает эксперт BDO в России Юлия Грачева. - Однако Бюджетный кодекс РФ содержит лазейку: п. 5 ст. 115 БК РФ предусматривает возможность выдачи госгарантии как с правом регрессного требования к принципалу, так и без такового. При этом решение остается на усмотрение должностных лиц. Насколько нам известно, большинство госгарантий не предусматривают последующих регрессных требований. Представляется, что описанный механизм непрозрачен и содержит возможности для злоупотреблений.

Кроме того, действующие механизмы госгарантий не вызывают воодушевления у компаний. Последние не заинтересованы в использовании заемных средств под госгарантии РФ в связи с неспособностью минимизировать стоимость их обслуживания.

В первую очередь из-за неоправданно высоких процентных ставок, устанавливаемых банками, вследствие чего привлечение кредитных ресурсов становилось экономически невыгодным, подчеркивают представители Счетной палаты. Однако Александр Ерофеев, партнер компании "Эрнст энд Янг", руководитель отдела услуг по реструктуризации в СНГ, не вполне с этим согласен. "Безусловно, ставки высоки, но это не проблема механизма госгарантий, а проблема кредитного рынка. Наличие госгарантий может понизить ставку на 1-2% - это факт, но часто этого недостаточно. Инвестиционные проекты, подпадающие под требования госгарантий, как правило, окупаются довольно долго. Те ставки, по которым кредитные организации выдают деньги компаниям на реализацию инвестпроектов, во многих случаях убивают их экономику".

Аудиторы Счетной палаты отмечают, что денежно-кредитная политика, при которой ставка рефинансирования Банка России составляет 8,25%, а средневзвешенная ставка по кредитам равна 15-16%, никак не способствовала улучшению инвестиционного климата в стране. При такой процентной ставке по кредиту большинство инвестпроектов становятся экономически нецелесообразными, заявляют в СП РФ. "Дело не в возможности минимизации ставок, а в рыночных условиях, сложившихся в 2011 году. Выгодность кредитования зависит от точки цикла, в котором находится экономика, и уровня ставок. При нормализации ситуации на кредитных рынках ставки станут привлекательнее, особенно при госгарантиях", - говорит Игорь Кобзарь, начальник управления инвестиций УК "Райффайзен Капитал".

Сложившаяся сегодня ситуация явилась во многом следствием сокращения интереса бизнеса к долгосрочным проектам из-за разрастания кризисных процессов в мировой и соответствующего роста неопределенности в российской экономике. "Дополнительно негативную роль в сфере инвестиций в нашу экономику играют общий хронический дефицит долгосрочного российского капитала и отсутствие стабильных долгосрочных правил игры (что увеличивает риски и является в том числе причиной высоких ставок банковского кредитования), - подчеркивает Роман Журков, начальник управления корпоративных финансов ФГ БКС. - Государственная финансовая поддержка в текущей ситуации могла бы заключаться в прямых государственных инвестициях в важнейшие инфраструктурные проекты и наращивании госбанками и институтами развития объемов кредитования на условиях проектного финансирования".

- Сам по себе механизм гарантирования прописан в законе достаточно понятно, хотя и общо. Но так и должно быть в законе. Препятствия носят скорее практический характер. Во-первых, для получения госгарантий недостаточно иметь хороший проект, требующий финансирования. Необходима возможность неформально общаться с распорядителем, поскольку нужно собирать много бумаг, и на любом этапе могут возникнуть сложности, - говорит Александр Ермоленко, руководитель корпоративной практики "ФБК-Право". - Во-вторых, такой способ обеспечения не всегда понятен и удобен банкам, поскольку коммерческий банк должен очень четко понимать, от кого и когда он получит назад свои деньги с процентами. В случаях с госгарантиями структурировать сделку по финансированию бывает очень сложно. На некоторых этапах нужно верить "под честное слово" чиновнику, а это не все готовы сделать. Поэтому сейчас этот механизм используется в основном в крупных проектах под патронажем государства и не используется в проектах, где "мало государства".

Инвестиции