13.03.2012 00:21
Общество

Учителей будут готовить по новым федеральным стандартам

В минобрнауки принята новая федеральная целевая программа развития образования до 2015 года
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Столичный выпуск: №54 (5727)
Читать на сайте RG.RU

Что ожидает ПТУ? Где и как учить одаренных детей? Сколько школ при университетах нужно России? Об этом "РГ" рассказывает заместитель директора департамента федеральных целевых программ и проектов минобрнауки Дмитрий Гужеля.

Дмитрий Юрьевич, скажите, на что пойдут субсидии, выделенные регионам на развитие общего образования?

Дмитрий Гужеля: На обучение учителей в соответствии с требованиями нового федерального стандарта. Так, сейчас учебник становится электронным, доска - интерактивной, а мел заменяют мышка и клавиатура компьютера. Для стажировочных площадок в регионах закупается новое оборудование, в том числе - цифровое, учебники, книги. Кстати, машину для директора школы купить на субсидию нельзя, а школьный автобус, чтобы возить учителей на курсы повышения квалификации, - пожалуйста. Вообще программа нацелена на практическое внедрение методик, учебных пособий. Очень важно, что предусматривается новый механизм финансирования. Деньги на модернизацию образования идут напрямую в регионы. По конкурсу были отобраны лучшие региональные программы - их 54. В среднем на каждые сто рублей, которые дает государство, регион должен добавить 70 своих.

В проекте закона "Об образовании" нет начального профобразования. ПТУ закрываются?

Дмитрий Гужеля: Сегодня все ПТУ и колледжи работают, и многие из них успешны. Некоторые из колледжей уже сейчас повышают свой статус и вводят программы среднего профобразования, при этом сохраняя уровень начального. Так что ПТУ не закрываются, наоборот, начальное и среднее профобразование всячески поддерживается.

Минобрнауки по результатам конкурса выделило 30 регионов, предложивших свои системы модернизации подготовки рабочих кадров. Эти регионы получают субсидии - от 20 до 120 млн рублей в год. Причем на конкурсы они должны были прийти вместе с работодателями. И в соглашениях, которые местные власти заключали с ведущими работодателями, четко прописывалось: сколько денег предприятия вложат напрямую, в виде оборудования или стажировок, а главное - сколько выпускников возьмут на работу.

Как быть, если предприятиям нужны совсем не те кадры, которые выпускают ПТУ?

Дмитрий Гужеля: В регионе создается координационный совет, который решает, как надо изменять программу обучения в колледжах. И свои запросы работодатели должны определять на два-три года вперед. Например, строители прогнозируют спрос на сварщиков. Определяются контрольные цифры приема и выносится решение. Именно такая модель создана на Сахалине. Как только местные власти научатся сотрудничать с работодателями, сложностей с рабочими кадрами у них не будет.

Говорят, что учителя получат ваучеры для повышения своей квалификации и сами смогут выбирать учебное заведение для переобучения?

Дмитрий Гужеля: Самарская область еще семь лет назад перешла на такую систему. Педагоги могли выбирать, где им повысить свою квалификацию: в институте повышения квалификации, авиационном университете или педуниверситете, которые имели лицензированные программы.

Например, 18 часов в МГУ, а еще 18 - в Институте повышения квалификации?

Дмитрий Гужеля: Да. Можно потратить 12 часов на курсы экологического воспитания, еще столько же - на педагогику, а в остальные часы прослушать лекции по использованию ИКТ в учебном процессе.

В программе есть понятие "социализация детей". Что понимается под этим?

Дмитрий Гужеля: Это не только работа с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, но и внеклассная, внешкольная работа. Это работа с детьми с девиантным поведением, патриотическое и экологическое воспитание, работа с одаренными детьми. Финансирование этого направления - около 1 млрд рублей в год.

Вы за специальные школы или против?

Дмитрий Гужеля: За! Есть много форм работы с одаренными детьми. Например, в Томском госуниверситете опробованы три модели: школы-интернаты при вузе, индивидуальная работа со старшеклассниками с помощью дистанционных технологий и взаимодействие с педагогами обычных школ, которые получают программы для обучения юных гениев. В этом случае учитель ведет отдельные уроки с целым классом, где собраны самые сильные ученики.

Акцент

Около 40 процентов детей не устроены в детский сад. Как будет решаться эта задача?

Дмитрий Гужеля: Построить в стране 15 тысяч детских садов - нереально. Один стоит от 250 до 350 млн рублей. Надо находить другие варианты предоставления детям дошкольного и качественного предшкольного образования. Это могут быть домашние детские сады, семейные группы. И те субъекты, которые предложили свои программы по этому направлению и были готовы вложить свои средства, стали стажировочными площадками и получили финансовую помощь из бюджета. В конкурсе по модернизации дошкольного образования участвовали 32 региона. Около трети из них решили взять за основу модель семейного детского сада.

Мама-воспитатель получает зарплату?

Дмитрий Гужеля: Не только зарплату, но и деньги на питание воспитанников, включая своих детей. Много семейных садов открыто в Москве, Татарстане, Ставропольском крае. В минобрнауки уже завершена разработка всех нормативных документов по новым формам дошкольного образования.

опрос

По данным ВЦИОМ выпускники ПТУ, колледжей и техникумов чувствуют себя на рынке труда сейчас более уверенно, чем выпускники вузов: почти 60 процентов будущих рабочих не сомневаются, что найдут работу.

Образование